Ссылки для упрощенного доступа

"Вся правда о путинской деревне"


Заброшенный дом в селе Гусево
Заброшенный дом в селе Гусево

Житель села Гусево Томской области Александр Сазонов за прошедший год прославился дважды. Первый раз – когда снял на митинге "Он нам не Димон" речь томского пятиклассника против коррупции. Его ролик тогда широко разошелся в интернете. Второй раз Александр Сазонов прославился после того, как выложил в сеть свой фильм о родном селе Гусево. 4-серийная сага под названием "Вся правда о путинской деревне" уже собрала десятки тысяч просмотров.

"Привет, друзья! Меня зовут Александр Сазонов. Я являюсь автором этого фильма... То, что происходит в последнее время с нашим селом, да и не только, наверное, с нашим – таких сел по всей России тысячи – молчать об этом уже нельзя. Нужно что-то с этим делать!" Так начинается фильм Александра Сазонова. Кадры с квадрокоптера, съемка со штатива, интервью, музыка, графика – все, как положено в настоящем кино.

Александр Сазонов
Александр Сазонов

Чтобы познакомиться с режиссером фильма поближе и узнать о проблемах Гусево из первых уст, отправляемся в дереню за 108 км от Томска.

Закат "Рассвета"

Александр Сазонов встречает нас на въезде в Гусево. Там же, на въезде – развалины бывшей колхозной фермы. Когда-то здесь было 1400 голов крупного рогатого скота. Всех пустили под нож в 90-е – как только государство отпустило колхозы на хозрасчет, кормить скот стало нечем. К новым рыночным условиям бывшие колхозники приспособиться не сумели. Так и случился закат колхоза "Рассвет".

Александр везет нас к самой свежей "заброшке" – разрушенному зданию бывшего детского сада. Одноэтажный домик: с одной стороны ни окон, ни дверей, ни крыши, с другой – сохранившийся кусок здания. В торце находится пункт общеврачебной практики – медпункт, проще говоря. Помещение под него отремонтировали в 2008 году, установили оборудование, чтобы можно было и кардиограмму снять, и систему поставить.

Разрушенное здание больницы
Разрушенное здание больницы

– Садик закрыли в 2000 году, – рассказывает Александр Сазонов, – он требовал ремонта. В 2015 году на его капремонт было выделено 3,5 млн рублей – тогда еще это здание было и с окнами, и с полами. Но почему-то вместо того, чтобы отремонтировать это помещение, детсадовскую группу было решено открыть на базе Гусевской средней школы – дошколятам там отвели одну комнату. Видимо, на ее "ремонт" эти 3,5 млн и ушли, хотя сама школа к тому времени уже была капитально отремонтирована за 19,5 млн рублей. Ну, а чтобы показать, что отдельное здание было "непригодно для ремонта", его решили разобрать – сначала вырвали полы, потом вынесли окна. Жители, наблюдая это, звонили в полицию, обращались в администрацию – бесполезно. Вот сейчас в центре села – разруха, развалины.

Развалины фермы в Гусево
Развалины фермы в Гусево

15 лет, что Гусево стояло без детского сада, дошколята сидели дома. И сейчас многие продолжают сидеть – группа при школе рассчитана на 15 человек. А желающих попасть в садик – более 30.

– Моей девочке 4 года, ее в садик не берут: мест нету! – сокрушается многодетная Надежда. – Пишите заявление, говорят. А когда ее возьмут? Ее очередь когда дойдет, когда уже в школу нам идти?

Бывший детский сад
Бывший детский сад

– Я в Гусево приехала в 1971 году, – рассказывает местная жительница Тамара Пяткина. – Детский сад тогда три года как построили – в нем было три группы, 75 детей ходили. Когда это здание начали рушить, с нами, жителями, никто не посоветовался! Теперь вот еще медпункт хотят обрезать – а как это половину здания отрезать? Оно просто рухнет и все. Тогда и медпункт у нас закроют...

С медицинской помощью в Гусево не просто. Если нужен не первичный осмотр, а консультация узкого специалиста или серьезное лечение, то люди из деревни должны ехать в райцентр. Рожать и вовсе едут в Томск – роддом в Шегарке не так давно закрыли. Потому что оптимизация. Транспортное сообщение с райцентром нерегулярное – автобусы до Мельниково ходят два раза в неделю.

– В понедельник и в пятницу ходят автобусы до райцентра, – говорит Инна Старченко. – Вот, допустим, я, мать-одиночка, решила устроиться на работу в Шегарку. То есть в понедельник я уезжаю, а вернуться домой могу только в пятницу вечером. И как мои дети будут сами по себе неделю жить без матери?

Инна Старченко
Инна Старченко

Инна Старченко переехала в Гусево с окраины Томска четыре года назад. У матери-одиночки трое малолетних детей. Получив на младшего ребенка материнский капитал, решила купить домик в деревне. Потому что обзавестись собственным жильем в городе у дворника с окладом в 6 тысяч рублей не было никаких шансов. Разбила огород, посадила картошку с морковкой. Пока получала детское пособие, жить было можно. Но с февраля пособия не будет, и доход у неработающей женщины будет складываться из ежемесячных выплат на детей – по 164 рубля на двух мальчиков и 274 рубля на дочь.

Они мне писали: "Мы знали, что русский народ плохо живет, но так русские деревни выглядели после войны 45 года"

– Я даже дрова купить не смогу! – возмущается Инна. – Раньше с пособий покупала. Лесобилет выписала себе, а толку с него – надо заключать договор, и еще неизвестно, где лес выделят...

– Все газифицированы вплоть до Китая, – подхватывает Надежда Найдукова, бывший ветфельдшер, – а у нас всё дровами топятся. Причем, если раньше – выписал лесобилет и пили где хочешь, то теперь с ума сойти можно. Сначала надо получить разрешение в Монастырке (административный центр Северного сельского поселения, 20 км от Гусево. – СР). Потом с этим разрешением надо ехать в Шегарку (райцентр Мельниково, 50 км от Гусево. – СР). Там выпишут еще одно разрешение. Потом надо приехать в лес – и бабка с костылем должна идти на выделенную деляну. Найти, кто напилит дрова эти. В ее присутствии. Иначе надо выписывать доверенность у нотариуса за 1000 рублей – даже если сын пилить будет. Ну не смешно ли?

Жители села Гусево
Жители села Гусево

Вот и получается, что лесобилет стоит 110 рублей, но людям проще покупать дрова – по 5 тысяч за машину. Несмотря на то что деньги для Гусева не маленькие. Потому что по большому счету работать в Гусево негде.

– Я бы и в скотники пошла, и в телятники – лишь бы было что-то! – говорит Инна Старченко. – Нет у нас здесь работы. Люди запились...

Раньше и теперь

Село Гусево возникло то ли в 1885 году, то ли в 1858-м. Александр Сазонов больше склоняется ко второй версии – что основатели села, Калистрат и Миней Гусевы, крестьяне из Вятской губернии, бежали в сибирскую тайгу от крепостного права. Построили дом на берегу пруда, стали обживаться, а позже – обзаводиться соседями, переселенцами из Перми. К 1905 году в Гусеве уже было три улицы. После революции в Гусеве появилась сначала коммуна "Молот", которая позже превратилась в колхоз "Рассвет".

Уборка урожая в колхозе "Рассвет"
Уборка урожая в колхозе "Рассвет"

– В 1941 году в колхозе появилась первая МТС, машинно-тракторная станция, и мой дед был первым трактористом, – листает старые фотографии на ноутбуке Александр Сазонов. – Дед был первый парень на деревне, я, видимо, в него такой же – не могу сидеть на месте, надо что-то делать. После войны в колхозе урожайность была невероятно высокая – снимали по 30–40 центнеров с гектара! Добивались таких результатов мотивацией и дисциплиной: если колхозник не выходил на работу из-за пьянства, то ему могли и свет в доме отключить на неделю. Вот и гремело Гусево на всю страну. Доярка Валентина Новокшанова, к примеру, получила орден Ленина и одна со всей области поехала на 22-й съезд КПСС – вот на фотографии она стоит, а внизу Хрущев с Брежневым сидят.

Фото с 22 Съезда КПСС
Фото с 22 Съезда КПСС

Свой фильм Александр Сазонов начинает с перечисления объектов производства, культуры и быта, которые в былые времена поддерживали нормальную жизнь села с населением в 1200 человек:

Магазины – продуктовый, промышленный, хозяйственный, книжный, магазин ОРС (отдел рабочего снабжения);

​Гусевская средняя школа, интернат, ясли – детский сад;

Дом культуры, библиотека;

2-этажная колхозная контора;

Автотракторные мастерские, автогараж;

Животноводческий комплекс, зерносушилка, АВМ (агрегат витаминной муки) и т. д.

Колхозные объекты в Гусево, которые сейчас полностью разрушены
Колхозные объекты в Гусево, которые сейчас полностью разрушены

Сейчас здесь живут 400 человек, а от прежней инфраструктуры почти ничего не осталось, перспектив никаких. Сделать фильм о том, как умирает село, Александр Сазонов решил летом – снимать любит, техника есть, времени свободного много. Как и большинство жителей села, он числится безработным.

Что было в селе Гусево (сверху) и что стало сейчас (снизу)
Что было в селе Гусево (сверху) и что стало сейчас (снизу)

Начал съемки в июне, закончил в декабре. С фактурой проблем не было: у людей наболело, а картинка сельская – сама за себя говорит. Коптер, купленный на "Алиэкспрессе" в лучшие времена, помог показать масштаб проблемы – на кадрах, сделанных с воздуха, хорошо видно: "что было – что стало".

Сам себе режиссер

Александру 49 лет. Он родился, женился, трудился в Гусево и уезжать из него никуда не собирается. Говорит, что мог во время учебы остаться в Томске, но душа к городу не прикипела – суета, пробки. И в деревне можно хорошо жить, если руки и голова на месте, решил для себя Александр, и устроился телемастером в гусевский комбинат бытового обслуживания. Подрабатывал диджеем в клубе, паял цветомузыку для дискотек – говорит, со всех окрестных сел на танцы в Гусево съезжались.

Александр Сазонов
Александр Сазонов

В конце 1990-х Александр начал заниматься лесом – оформился предпринимателем, поставил пилораму. Дела пошли неплохо. Открыл во дворе собственного дома магазин стройматериалов. В 2000-х пришлось магазин закрыть – денег у людей стало меньше, строиться перестали. В 2008 году Александр Сазонов открыл автозаправку в соседней Жарковке – долго собирал разрешения, нескоро строил.

– Сначала дело пошло нормально, – рассказывает Александр Сазонов. – Но что сейчас творит наше государство? Компания Сечина "Роснефть" делает оптовые цены выше розничных. То есть покупай за 37 рублей бензин, а продавай, как у них на заправке, по 36. Всё, они просто выжали другие заправки с рынка. Мы вынуждены были закрыться. Два года я сижу без работы. Остались кое-какие накопления. На них и живем пока.

Нынешним властям до проблем его села дела нет, говорит Гусев. Помощи не допроситься даже в мелочах. Пару лет назад местные жители просили бывшего главу поселения выделить пожарную машину для заливки катка, помочь организовать горку и новогоднюю елку для детей и получить разрешение на вырубку ели. Помощи так и не дождались, сделали все сами: Александр Сазонов купил водяную помпу, установил ее на свой трактор, собрал односельчан, и за два дня зона зимних развлечений была готова. Елку подарили местные лесорубы – подставку для нее из труб и гирлянду из 400 лампочек Александр тоже сварил самостоятельно.

Подготовка катка и установка новогодней елки в Гусево
Подготовка катка и установка новогодней елки в Гусево

О том, как тогда работали и как после веселились, Александр Сазонов снял клип. Он вообще старается запечатлевать все важные события в жизни. Например, его можно было встретить на митингах сторонников Навального в Томске. Именно Александр снял выступление пятиклассника на митинге "Он вам не Димон" в марте 2017-го, которое разлетелось по всему интернету и даже заинтересовало ведущие мировые СМИ. Так Александр и познакомился с журналистами "Дойче Велле" – по весне они просили у него разрешение на публикацию этого видео, а сейчас проявили интерес к документальному фильму про Гусево.

– Они мне писали: "Мы знали, что русский народ плохо живет, но так русские деревни выглядели после войны 45 года", – говорит Александр Сазонов. – Я, конечно, поднял шум своим фильмом – в "Одноклассниках" просмотров тысяч двадцать уже. Люди пишут, что нельзя останавливаться. Что нужно продвигать фильм в прессу... Сейчас мы будем собирать подписи в Генеральную прокуратуру, в СК, в Счетную палату, потому что факт, что за 15 лет здесь украдено немало: деньги выделяются ведь и на ремонт дорог, и на соцобъекты...

Гусево сегодня
Гусево сегодня

– Вы человек с очевидными организаторскими способностями и лидерскими качествами, почему бы вам не пойти во власть, не стать председателем сельсовета?

– Мне многие жители говорят: иди! У тебя получается, иди! Ты такой активный – ты можешь. А я им в лоб говорю: при этой власти, при путинской, я никогда не пойду. Здесь можно идти только воровать и сопли жевать. Если надо идти, то надо что-то делать. Конкретную программу иметь. Выделите мне какой-то бюджет под программу строительства дорог, домов. А что я пойду – меня туда же затянут – воровать... и сопли жевать. Вот так я сказал – всё!

На следующий день после отъезда нашей съемочной группы в селе Гусево все-таки произошли небольшие положительные изменения: повесили фонарь рядом с медпунктом, заменили перегоревшие лампочки в уличных светильниках и почистили дороги от снега.

XS
SM
MD
LG