Есть такая модная тема – "желтая угроза". Говорят, российский Дальний Восток в некоторой обозримой перспективе "неизбежно" отойдет Китаю. И что фактически он уже давно китаизирован…
Редкий случай: здесь те, кого мы привыкли называть либералами, сходятся с теми, кого мы привыкли называть патриотами. Только первые говорят спокойно: ничего не поделаешь, придется отдать. Вторые рвут рубаху и готовятся проигрывать войну.
Кто-нибудь может объяснить, зачем вообще Китаю наш Дальний Восток? Нет здесь ни Гроба Господня, ни Святого Грааля
Я живу во Владивостоке (до Китая по прямой – примерно полсотни километров) и никак не пойму, откуда этот страх. Говорят, в нашем ДВФО людей мало, а в Китае много, поэтому китайцы неизбежно придут сюда… Да, население Дальнего Востока, зашкаливавшее на закате СССР за 8 млн, теперь составляет чуть больше 6 млн и продолжает снижаться, пусть уже не такими стремительными темпами, как в 1990-х.
Но сам по себе этот факт еще не приговор, даже если мы вынесем за скобки наши ядерные ракеты.
Во-первых, в граничащих с нами китайских провинциях людей тоже относительно немного (климат неподходящий).
Во-вторых, не боится ли, к примеру, малонаселенная Канада, что ее захватят США? Или почему бы не допустить возможность захвата России Европой?
Это ведь с Европой мы столько воевали. Это Европа развязывала в Китае "опиумные войны", а не наоборот. Это русская армия (вместе с другими) была в Пекине, а не китайская в Москве. Или Наполеон, Гитлер и НАТО родились в Китае? Но в захват шведами или финнами Выборга никто не верит. Все верят в китайскую опасность. Хочется добавить: "Ибо абсурдно".
Возможно, все дело в том, что европейцев мы привыкли считать своими, а китайцев – чужими. Европа в нашем понимании – черепичные крыши и милые люди, Китай – варвары с раскосыми и жадными очами
Да, у нас с китайцами не все было гладко: в 1689-м – Албазин, в 1929-м – КВЖД, в 1969-м – Даманский… Но закадычные англичане с французами бились по веку подряд. И ничего, дело соседское…
Кто-нибудь может объяснить, зачем вообще Китаю наш Дальний Восток? Нет здесь ни Гроба Господня, ни Святого Грааля. На это глубокомысленно и туманно возражают: китайцы "мыслят тысячелетиями". Пусть так, но почему им не пойти на Казахстан, Монголию, Вьетнам, Тайвань, наконец? Почему непременно к нам?
…Возможно, все дело в том, что европейцев мы привыкли считать своими, а китайцев – чужими. Европа в нашем понимании – черепичные крыши и милые люди, Китай – варвары с раскосыми и жадными очами. Хотя теперь мир, кажется, переполюсовывается так быстро, что настоящей Европой скоро станет Китай. И, возможно, наоборот.
А может, это мы, непостижимым образом освоившие самую большую территорию в мире, мыслим тысячелетиями? Может, вслед за Крымом Россия вернет и КВЖД с Порт-Артуром (был когда-то такой размашистый проект – "Желтороссия"), и Аляску с Калифорнией? Кроме шуток: чем такая постановка вопроса абсурднее ужастиков об отторжении Дальнего Востока в пользу Китая?
В Китае, у границы с нашим Приморьем, есть торговый город Суйфэньхэ ("Сунька"). Два года назад в нем официально разрешили хождение рубля, а уж по-русски там говорят примерно все. Но представим, что, к примеру, в Уссурийске разрешат хождение юаня. Все сразу же заговорят об угрозе национальной безопасности – и, наверное, будут правы. А в Суньке никто почему-то не боится "ползучей экспансии русских" или "белой угрозы"…
Некоторые жители так называемой Центральной России (в географическом смысле центр России – давно Сибирь) уверены, что на Дальнем Востоке живут уже миллионы китайцев, просто власти это скрывают. Но скоро состоится референдум, по итогам которого большинство дальневосточников выскажется за присоединение к Китаю.
Это не я выдумываю. Подобный бред регулярно появляется и в блогах, и в серьезных вроде бы СМИ. Пусть приезжают в Приморье, покажут мне китайцев. У нас есть пара китайско-вьетнамских рынков, гроздь чифанек, где подают салат "Харбинский" и мясо "Гобажоу" под гаоляновую водку… Но это, во-первых, не то количество, которое способно перейти в иное качество. Во-вторых, с конца XIX века и вплоть до 1930-х тех же китайцев ("манз") во Владивостоке насчитывалось больше на порядки – в разные периоды до 30–45%. И ничего, китайским город не стал. А потом его вообще закрыли для иностранцев до 1992 года.
После недавнего падения рубля многие китайцы, имевшие здесь бизнес, уехали. Зато туристов из КНР по тем же причинам стало больше. Появились, да, и вывески на китайском, но мы же заинтересованы в турпотоке? Оседлых китайцев на нашем Дальнем Востоке примерно столько же, сколько краснокнижных тигров. Всесоюзных гастарбайтеров из Средней Азии куда больше.
Кажется, пора брать наших китайцев под охрану.
Василий Авченко - владивостокский писатель и блогер
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции