В марте 2022 года, после массовых протестов в Казахстане, президент Токаев в послании пообещал бороться с непотизмом (продвижением родственников на посты в госструктурах), заявив, что это "неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции и становится благодатной почвой для расцвета коррупции". Токаев объявил, что для ближайших родственников президента будет введен "законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе".
В понедельник стало известно, что в рамках этих реформ своего поста лишится зять президента Казахстана Темиртай Избастин, женатый на младшей сестре Токаева. Сейчас он возглавляет посольство Казахстана в Болгарии.
Аналогичная судьба ожидает и других родственников президента. "С учетом правок, которые, правда, пока еще не внесены, они гарантированно лишатся руководящих должностей в государственных структурах", – объявил министр юстиции Канат Мусин.
Запрет коснется также компаний, где государство – главный акционер. Это фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" или национальный управляющий холдинг "Байтерек", в активе которых миллиарды долларов.
"По закону к "близким родственникам" относятся родители, дети, усыновленные, неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Антикоррупционное законодательство также устанавливает ограничения для ближайших родственников супруга или супруги", – объявил Мусин.
Поправки о родственниках президента Казахстана поступят на рассмотрение в парламент в августе. По словам Мусина, чтобы их принять, придется изменить конституционный закон о президенте республики и еще несколько документов. Но все новшества никак не коснутся другого закона, который гарантирует неприкосновенность бывшему президенту страны Нурсултану Назарбаеву. Он сохранил за собой некоторые полномочия и по-прежнему освобожден от уголовной ответственности: его нельзя задержать, допросить или даже обыскать. Все имущество Назарбаева и его родственников, включая банковские счета, тоже неприкосновенны.
Во время январских событий в Казахстане запустили интернет-петицию за отмену закона о первом президенте, чтобы лишить его неприкосновенности. Однако за три месяца автору петиции удалось собрать лишь чуть больше 50 тысяч голосов, а заявленный порог в сто тысяч подписей преодолеть не удалось. Мусин, в свою очередь, говорит, что "необходимость изменения этого закона в первую очередь будет зависеть от мнения казахстанского общества".