В части Запорожской области, которая остается под контролем Киева, местные власти рекомендуют жителям уже сейчас готовиться к холодной зиме. Варианта два: уехать из региона или максимально утеплять свое жилище. Если это многоквартирный дом – утеплить балкон, стены, окна. А если частный дом – купить твердотопливный котел, "буржуйку" или электробатарею. Крупнейшая в Украине и во всей Европе Запорожская АЭС с марта находится под контролем российской армии.
Сейчас предприятия "Энергоатома", в состав которого входит Запорожская АЭС, обеспечивают 55% украинского потребления, осенью и зимой этот показатель увеличивается до 70%.
Что будет во время холодов, если Украине все же не удастся вернуть контроль над Запорожской АЭС и российские военные ее отключат? В Министерстве энергетики Украины ранее озвучивали такой вариант: увеличить производство электроэнергии на угольных станциях. Дополнительная опция – покупка электроэнергии в ЕС. А еще Украина может потерять миллиарды долларов, так как придется остановить собственный экспорт электроэнергии. Предприятия "Энергоатома" до войны формировали 4% ВВП страны.
Свой прогноз на зиму в эфире Настоящего Времени дал замглавы комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики Алексей Кучеренко.
— Вы понимаете, что произошло на Запорожской АЭС? С чем было связано ее отключение? Что в этот момент могло происходить на оккупированной станции?
— Я бы начал с не с технического аспекта, а с политического. Абсолютно понятно, что Путин в дополнение к войне боевыми средствами добавляет второй серьезнейший аргумент – это энергетическая война. Наверняка и с газом будут проблемы в трубе. Я их ожидаю. Безусловно, это и боевые удары по энергетическим объектам для того, чтобы довести ситуацию до критической именно зимой. Зима – это последнее оружие Путина против Украины. Это как "Фау-2" (первая в мире баллистическая ракета дальнего действия) у Гитлера перед тем, как он закончил жизнь.
Чего он хочет добиться по Запорожской станции? Очень просто. Очень хочет создать ситуацию угрозы ядерной безопасности – каких-то утечек радиации и прочее, чтобы в этом была виновата украинская сторона и чтобы в этой ситуации под давлением мира, МАГАТЭ и европейцев Украина обратилась к "Росатому" с просьбой: "Заберите, пожалуйста, в управление станцию. Мы вам ее отдаем, только уберите угрозу ядерной безопасности". Абсолютно тупиковый примитивный сценарий шантажиста, авантюриста. Но тем не менее он на нем будет работать.
О чем идет речь? В один момент времени все четыре линии электропередач оказались обрублены. Последняя – это 750 киловатт, которая обрубила пятый и шестой блоки. Четыре блока стояли в холодном резерве, и вот аварийно отвалились пятый и шестой. В этой ситуации ключевой вопрос – это сохранение электроэнергии для охлаждения реактора. Осталась одна линия – это соседняя Запорожская тепловая электростанция, от которой произошла запитка режима безопасности этого охлаждения. Но если бы и этой линии не было, то пришлось бы перейти на режим дизельгенераторов. Это запасы дизтоплива, генераторы. Они могут работать десять дней в автономном режиме, и рядом есть склады еще на десять дней. И после этого – угроза "Фукусимы-2". Вот сценарий Путина в этой ситуации, он абсолютно понятен.
Еще раз я хочу сказать: Украине крайне нужна кардинальная радикальная поддержка не на словах, не дискуссиями озабоченности и от МАГАТЭ. Я знаю, что на следующей неделе выезжает руководитель МАГАТЭ и от ООН. Это европейская и мировая проблема на сегодня.
А теперь второй сценарий. Если у нас все-таки Запорожская атомная станция вываливается из баланса, то трагедии абсолютно нет. Понятно, что зима будет жесткой. Понятно, что будут ограничения по теплу и электроэнергии. Мы будем использовать уголь на тепловых станциях. Его накоплено в достаточных резервах. Вполне возможно, что в конце зимы – это февраль-март – понадобится газ для того, чтобы заместить уголь, который сработается на станциях. В этот момент критически важно, чтобы у нас в хранилищах было 2-2,5 млрд кубов газа, который компенсирует уголь.
Будет ограничение, будет пониженная температура теплоносителей в городах, но армагеддона в этой ситуации быть не должно. Конечно, будут, наверное, ракетные удары. Здесь надо молиться господу богу, надо уповать на ПВО и ВСУ и надо быть готовым, что после ракетных ударов какое-то время могут быть перебои с подачей тепла и электроэнергии. И в этот момент очень важны эти автономные средства, о которых вы говорили: буржуйки, индивидуальные средства, котлы. В частном секторе люди и так знают, что делать, поверьте мне. Люди не были бы владельцами частного дома, если бы не понимали, как им диверсифицироваться. Основная угроза – в многоквартирных домах, где центральное отопление. Там надо делать пункты массового городского отопления, где люди на период день, два, три могли бы обогреться и не замерзнуть в этой ситуации. Мы в Алчевске это проходили.
— Вы употребили термин "энергетическая война". Как она может выглядеть?
— Она идет уже полным ходом. Это война Евросоюзу, Европе в первую очередь. Цена на газ – 3500 евро. Вы же понимаете, что это космонавтика какая-то. Это расплата с Европой за ее нерешительность и за ее двоякую позицию с "Северным потоком – 2". Понятно, что Украина в эпицентре этой войны. В первую очередь может быть падение давления до нуля в транзитной системе ГТС. Там же есть европейские контрагенты, которые этот газ должны получать в годовом объеме 40 млрд кубов. Но Путин может придумать что угодно, так как это сегодня происходит на "Северном потоке – 1": авария на какой-то трассе, полетят турбины или еще что-то.
Надо ожидать, что это минимизация давления и транзита газа через ГТС, это военные удары по объектам инфраструктуры, манипуляция с атомной станцией, чтобы ее вывести из энергобаланса Украины. Это самый пессимистичный, критический, но ожидаемый вариант. Поэтому еще раз говорю: будет тяжело, напряженно, могут быть какие-то серьезные локальные проблемы, но армагеддона в этой ситуации не произойдет. Мы выживем в этой ситуации, и поумнеем очень сильно, и будем еще больше ненавидеть агрессора, и еще быстрее закончим эту войну вместе с Европой и миром.
— То есть даже если оккупированная сейчас Запорожская АЭС будет обесточена и все эти потоки электроэнергии, которые она вырабатывает, как ранее сообщала Россия, она может их направить в аннексированный Крым.
— Она не направит эти потоки в Крым. Это исключено. Пусть они выкинут это из своей тупой головы, извините за выражение. Там достаточно уязвимая инфраструктура, линии электропередач: Каховка, Джанкой. У нас высокоточное оружие – не будет запорожская электроэнергия поступать в Крым. Забудьте.
— А Украина без Запорожской АЭС сможет?
— Это пессимистичный тяжелый сценарий, но, еще раз повторяю, при этом тяжелом сценарии катастрофы все равно не будет, будет просто тяжелый сценарий ограничения потребления, пониженные температуры дома, пониженные температуры теплоносителей. Возможны перебои и электроэнергия по часам. Это будет тяжело, но это не будет катастрофой. В этой ситуации государство просто должно подумать, как максимально помочь своим людям, особенно малообеспеченным и социально уязвимым.
Я присутствую на всех штабах. Мы максимально пытаемся мэрам оказать в первую очередь методологическую финансовую поддержку, чтобы они на местах обеспечили жизнедеятельность населенных пунктов. Конечно, будет такая энергомиграция. То есть люди, ожидая, что будут проблемы с электроэнергией и теплом, будут мигрировать в места, где они смогут таких проблем избежать. Это могут быть села, где они могут на какой-то альтернативе – угле, дровах, щепе – выживать. Кто-то может позволить себе выехать за рубеж или переместиться в Западную Украину. Вот эта миграция будет однозначно, к ней тоже надо быть готовыми.