Жители оккупированного Мариуполя, потерявшие свои квартиры из-за российских бомбардировок, потребовали у президента России Владимира Путина помочь им вернуть жилье. По их словам, несмотря на обещания оккупационных властей, на месте разрушенных многоэтажек построили дома под ипотеку.
"Правительством РФ был гарантирован возврат утраченного жилья. На месте наших домов возведены новые. Но, к сожалению, не для нас. Квартиры в этих домах предназначены не для прежних жильцов, а под ипотечное кредитование", – говорят в видеообращении жители Жовтневого (Центрального) района. Речь о домах №77 и №79 на проспекте Металлургов.
По словам советника избранного мэра Мариуполя Петра Андрющенко, такая проблема в городе типична. "Это началось в Приморском районе. Потом был "дом с часами". Теперь вот это. Плюс Левобережный район. Сначала людям обещали в том же районе, потом – что это будет Мариуполь, потом – на территории "ДНР". А теперь ничего. Поставили в очередь и сказали: стойте. Как в Советском Союзе", – пояснил Андрющенко Настоящему Времени.
Проблема в том, что обещанные квартиры мариупольцы не успели получить до весны этого года. 11 апреля власти "ДНР" издали новое постановление, согласно которому жители, потерявшие дома из-за агрессии РФ, больше не могут получать компенсационное жилье. Вместо этого пообещали денежные компенсации – 45 тысяч рублей за квадратный метр разрушенного жилья (по курсу на момент публикации это почти $460 – НВ).
Реальные же цены на жилье в Мариуполе можно увидеть, например, на российском сайте "Авито": стоимость квадратного метра "вторички" в среднем составляет от 60 до 80 тысяч рублей (от $600 до $800 – НВ).
Цена же в новом жилом фонде начинается от 100 тысяч рублей ($1000) за квадратный метр. Это в три раза выше компенсационной ставки, предусмотренной российским государством, посчитала "Новая газета. Европа".
Но многие люди, оставшиеся в Мариуполе, не могут получить и эти компенсации. Например, из-за утерянных документов. В таких случаях компенсацию можно получить через суд. Как сообщал в своем телеграм-канале врио главы оккупационной администрации Мариуполя Олег Моргун, таких дел около 1300.
Другая причина отказа в компенсациях – переименования улиц или смена номеров домов. "Как делают: снесли два дома и дальше строят. Сначала изменили адрес. Например, у дома был №82 – появляется №82Б. Потом переименовали улицу. Люди приходят за документами, а им говорят: такого адреса в Мариуполе физически не существует. Вы вообще не имеете на него права", – рассказывает Андрющенко.
Несмотря на то, что средняя ставка банков по ипотеке в России превысила 25 процентов, российские власти предлагают "выгодные ипотеки" в оккупированных регионах Украины под два процента годовых. Однако и ее жителям Мариуполя почти невозможно оформить из-за того, что многие в городе работают неофициально, рассказывали горожане проекту "Донбасс.Реалии".
При этом город активно застраивают. "Благодаря инвестиционным проектам в нашем городе появится более 3,5 тысяч новых благоустроенных квартир, а общая площадь жилых помещений составит 200 тысяч квадратных метров", – говорится в сюжете пророссийского канала "Мариуполь-24".
Купить жилье в Мариуполе могут себе позволить в основном жители крупных российских городов – в частности, Москвы и Петербурга, поясняет советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко. На месте разрушенного дома пожаловавшихся Путину мариупольцев возводят элитный 15-этажный жилищный комплекс "Ленинградский квартал". "Первый дом уже сдан и заселен – там все из Санкт-Петербурга приехали", – говорит Андрющенко. По его оценке, без жилья до сих пор остаются более 20 тысяч жителей Мариуполя.