Восьмое марта – Международный день солидарности женщин и борьбы за свои права.
За год Настоящее Время выпустило десятки статей и сюжетов о женщинах, которые борются за свою жизнь в Украине и независимость своей страны, которых в России преследуют за антивоенную позицию, которые борются с гендерными стереотипами в странах Центральной Азии, помогают беженцам из Украины, идут к своей мечте, несмотря на войну и другие препятствия, и пытаются вытащить своих сыновей с фронта. Вспоминаем главные наши тексты и сюжеты:
"Укропка! Бандеровка! Ракеты проектировала?" Блокада Мариуполя, фильтрация и эвакуация – свидетельство выжившей Виктории Левашиной
Виктория Левашина пережила блокаду Мариуполя. Она больше сорока дней пряталась в подвалах от российских авиабомб и перекрестного огня, похоронила в огороде маму, а вырвавшись из города, не прошла фильтрацию, которую устроила армия РФ и подконтрольные ей сепаратисты. Эвакуироваться ей помог мариупольский раввин. Виктория рассказала нам о том, что ей пришлось пережить.
"Нет войне" в городской думе, кресты Мариуполя и женщины в черном. Как российские феминистки протестуют против войны в Украине
Одной из самых заметных антивоенных инициатив в России стало "Феминистское антивоенное сопротивление" (ФАС). Оно возникло сразу после полномасштабного вторжения российских войск в Украину. Мы рассказали, кто присоединился к этой инициативе и как именно они противостоят войне.
"Мне говорили, что IT – мужская профессия. Не думаю, что это правда". Как в Кыргызстане работают тренинги для школьниц "Девочки в науке"
Нурзида Раиумбаева проводит в Кыргызстане IT-тренинги для школьниц и объясняет им, что у технических профессий нет пола. Мы рассказывали о работе Нурзиды и ее студентках в нашем репортаже:
"Нам рассказывали, что Беларуси не существует". Белорусская активистка – о репрессиях, эмиграции и помощи украинским беженцам в Чехии
Белоруска Паша Джежора в 18 лет уехала в Чехию после сфальсифицированных выборов президента Беларуси в августе 2020 года, а с началом полномасштабного вторжения России в Украину записалась в волонтеры, чтобы помогать украинским беженцам. Паша рассказала нам об активизме, политике и том, как ее жизнь изменилась с полномасштабным вторжением России в Украину:
Жизнь и смерть шестилетней Эли из Авдеевки: ее бабушка и дедушка не согласились на эвакуацию, девочка умерла
Мы рассказали историю погибшей шестилетней Эли. Она жила с бабушкой и дедушкой в Авдеевке Донецкой области. Несмотря на постоянные российские обстрелы, они отказались эвакуироваться. Девочка умерла, предположительно, от сердечного приступа.
Сексуализированное насилие на войне в Украине. Что известно о преступлениях российских военных и как помогают выжившим
С самого начала полномасштабного вторжения России в Украину стали появляться сообщения о сексуализированном насилии со стороны российских военных. Спустя год активных боевых действий власти Украины зафиксировали сотни случаев насилия, совершенного в отношении женщин, мужчин, детей и ЛГБТ-персон. По мере деоккупации территорий становится известно о большем числе подобных случаев. Мы рассказывали, с чем сталкиваются украинки и украинцы, пережившие сексуализированное насилие, как феминистские организации по всему миру помогают пережившим насилие и как расследуют подобные случаи.
Журналистке из Барнаула Марии Пономаренко дали шесть лет по делу о "фейках". За что ее судили и что с ней произошло за время следствия
В феврале суд в Барнауле приговорил к шести годам тюрьмы активистку и журналистку Марию Пономаренко. Ее осудили за распространение "фейков" об армии России, которыми следствие считает репост публикации об обстреле драмтеатра Мариуполя в телеграме. Мы рассказывали о деле Марии.
"Люди говорили: спорт не девчачье занятие, тем более бокс!" Две сестры из Таджикистана ломают на ринге стереотипы о женщинах
Сестры Умеда и Амина живут на юге Таджикистана и ломают гендерные стереотипы. Девушки занимаются боксом, тренируются вместе с мужчинами и за год с небольшим уже завоевали несколько медалей. Сестры рассказали нам свою историю.
"Молю бога, чтобы были силы найти". Россиянка полгода ищет пропавшего в Украине мужа-военного. Власти РФ ей не помогают и грозят тюрьмой
Жительница Самары Анна Данилова ищет своего мужа – пропавшего военнослужащего. Ни командование части, ни российские власти не могут подтвердить, погиб ли он или попал в плен. В прокуратуре женщине угрожают тюремных сроком за то, что она обратилась за информацией о муже к украинским властям. Читайте ее историю:
Жизнь киевских гимнасток: "После воздушной тревоги идем в зал и продолжаем тренировку, правда без света"
Девятилетняя Ева живет в Киеве и мечтает стать олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике. Во время тренировок из-за воздушных тревог девочке приходится прятаться в убежище, а из-за отключений света – тренироваться в темном холодном зале. Как Ева продолжает идти к мечте, несмотря на войну, смотрите в нашем сюжете:
"Птица-Россия плачет кровавыми слезами". Художница Елена Осипова – о судьбе изъятых у нее антивоенных картин
Елена Осипова – 77-летняя художница из Петербурга, она продолжает выходить на протесты против полномасштабного вторжения России в Украину и рисовать антивоенные плакаты. Елена рассказывала нам, почему она продолжает это делать несмотря на репрессии:
"Осознать, что ты беженец". Украинки в Европе – о войне, дороге, "синдроме выживших", детях и родителях
По данным на август 2022 года, более 6,6 млн украинцев после начала полномасштабного военного вторжения России выехали в Европу. Более 3,8 млн зарегистрированы в европейских странах как беженцы – люди, нуждающиеся во временной защите. Большинство из этих шести миллионов – женщины, многие с детьми, кто-то – с родителями. Их объединяют истории тяжелого отъезда, трудности оформления документов, страх за родственников, которые остались в Украине. Настоящее Время поговорило с четырьмя украинками в разных странах Европы: о будущем, о семье и о том в повседневной жизни, что помогает справляться с новой реальностью.
"Совесть со мной пожизненно". Рассказываем о деле художницы Саши Скочиленко – ее судят в Петербурге за "антивоенные ценники"
В Петербурге за замену ценников в супермаркете на антивоенные листовки судят художницу и музыкантку Александру Скочиленко. Мы рассказали ее историю.
История Каныкей: девушку дважды предала семья, но она верит в будущее и хочет стать хирургом
Жительнице Бишкека Каныкей еще нет 18 лет, она работает бариста в одном из кафе Бишкека, она всегда встречает клиентов с улыбкой. Но мало кто знает, что она успела пережить множество трудностей: она была похищена, насильно выдана замуж, прошла через трудовую миграцию и пережила предательство родственников. Мы рассказываем ее историю:
"Он не понимал, куда он едет!" Мать заключенного, завербованного на войну, пытается вытащить его с фронта
Россиянка Ольга Смирнова выступает против войны. Ее сын Артем был осужден на три года за кражу и, вероятно, завербован в колонии на войну в "ЧВК Вагнера". Ольга не поддерживает решение сына, но пытается вернуть его с фронта. Вот ее история:
"Хочу посоветовать девушкам: лучше получить образование". История Элины из Кыргызстана, которая согласилась стать второй женой
В Кыргызстане многоженство уголовно наказуемо. Однако на практике этот закон не работает, а мужская полигамия в стране не редкость. Мы рассказали историю Элины, которая согласилась стать второй женой.
"Государство против Цветковой". Как феминистку из Комсомольска-на-Амуре три года преследуют за изображения вульвы и бодипозитивные картинки
Художницу и фемактивистку из Комсомольска-на-Амуре Юлию Цветкову три года судили за распространение порнографии из-за картинок со стилизованными изображениями женских половых органов в группе "Монологи вагины" во "ВКонтакте", которую она администрировала. Мы рассказывали об этом уголовном деле.
"Люди требуют одного: чтобы этот режим закончился немедленно". Иранская певица о сути и будущем протестов, охвативших страну
В 2022 году в Иране вспыхнули массовые протесты. Они начались из-за смерти 22-летней студентки Махсы Амини. В сентябре ее арестовала "полиция нравов" за нарушение закона о ношении хиджаба – якобы за неправильное ношение головного платка. У нас вышло интервью с иранская певицей Панидой Алави о том, как женщины поддерживают иранский протест по всему миру.