Агентство Reuters опубликовало сделанные частной американской компанией Maxar Technologies спутниковые снимки, на которых, как утверждается, зафиксировано развертывание российских войск вблизи границы Беларуси с Украиной. Ранее госсекретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Москва за последние дни направила в Беларусь около 30 тысяч своих солдат и передовую военную технику. Он назвал присутствие Вооруженных сил России в Беларуси крупнейшим со времен окончания холодной войны.
Сколько сейчас российского вооружения находится вблизи украинских границ, и в частности в Беларуси, Настоящему Времени рассказал аналитик Conflict Intelligence team Кирилл Михайлов.
— По вашим данным вы видите, как много техники перемещается из Смоленской области в Брянскую. Что это за соединения?
— Это несколько батальонных тактических групп 41-й общевойсковой армии из Центрального военного округа. Она постоянно базируется в Сибири – Алтайский край и так далее. Мы эту технику наблюдаем с апреля прошлого года, когда она приехала на полигон Погоново под Воронежем. После этого оттуда [уехал] личный состав, но техника там осталась. В октябре месяце эту технику перебросили в Смоленскую область в Ельню. А сейчас мы одновременно наблюдаем, как техника перебрасывается уже в Брянскую область – это на несколько километров ближе к границе, какие-то 50 километров от границы. И мы наблюдаем по видео в тиктоке и так далее, что кто-то у себя в Сибири прощается с военнослужащими, которые отбывают на учения, как говорят. Возможно, это действительно туда к границе. Мы видели, что в Ельне сам лагерь, который до этого пустовал, достаточно активизировался, там появился личный состав, и, возможно, он будет с техникой уже переброшен непосредственно к границе с Украиной.
— А что это за техника – это танки, это гаубицы?
— Это действительно танки, боевые машины пехоты. Из того, что мы еще там видели, это те же машины разминирования УР-77, которые используются не только для разминирования, но и для достаточно мощных взрывов, которые могут даже уничтожать дома. Они применялись в Чечне, применялись в Сирии, у них достаточно низкая дальность действия взрыва. Это гигантский взрывчатый [заряд], который она выпускает, который должен проделать проход в минном поле, но он настолько мощный, что может уничтожить несколько домов. Вы видите сейчас кадры – это артиллеристские орудия "Мста-Б",152-миллиметровые. Там же были БТР-82 – это достаточно современный бронетранспортер, которым сейчас перевооружается российская армия. Мы еще видим технику войск Национальной гвардии, она же Росгвардия, – это бывшие внутренние войска, которые могут использоваться для каких-то оккупационных партизанских действий и так далее. Здесь вы видите БМП-2, которые достаточно кустарно выкрашены в какой-то полузимний камуфляж. Ощущение, что это красили просто известкой, как танки Т-34 во Вторую мировую зимой.
— Ранее CIT сообщала о том, что Росгвардия перемещается где-то в глубине России – в Архангельской области – достаточно далеко от Украины. А сейчас вы заметили, что эта техника уже где-то возле границ Украины?
— Вот вы видите эти БТР-80, которые постарше, их можно отличить, что у них несколько меньше башня, они вооружены пулеметами, и они в характерном песочном защитном камуфляже. Мы их тоже видели, видели именно в Брянской области бронированные "Уралы", которые тоже используются росгвардейцами. Мы знаем, что как минимум одна росгвардейская группа находится в Россоши в Воронежской области – это тоже несколько десятков километров от границы. Там они их заселили на территорию общежития местного училища. Мы видели силы Росгвардии в Крыму, возможно, в Ростовской области, в Белгородской. Да, действительно они находятся ближе к границам Украины сейчас уже.
— Основные источники этого видео, я так понимаю, – это тикток. Или у вас есть еще какая-то информация из других источников?
— Да, это в основном тиктоки, которые мы и другие исследователи находим по определенным тегам – будь то "танки", "война", "Росгвардия", "ОМОН", потому что среди этих росгвардейских машин встречаются те же автозаки, которые многим очень знакомы по акциям протеста, например. Да, часть информации нам присылают. Мы просим прислать информацию, мы ее получаем и знаем о переброске этих дополнительных сил из других армий – Западного военного округа, Центрального военного округа, которые до сих пор были практически не задействованы или очень мало задействованы. Мы проверяем информацию по железнодорожным базам данных, которые как минимум говорят, откуда следуют те или иные поезда. Мы видим эти спутниковые снимки, плюс есть радиолокационные спутниковые снимки, которые обновляются достаточно часто, они достаточно низкого разрешения, но по которым можно определить – есть скопление техники или нет. И так мы видим, что, например, в Ельне ее становится меньше, а в других местах, например, в Брянской области – будь то Клинцы, Климово, Унеча, Новозыбков – там ее становится все больше.
— В комментариях в тиктоке родственники пишут, что перебрасывают каких-то новых военных, их родственников на эти учения либо к границам Украины?
— Не только родственники. Мы видим, что там некоторые солдаты пишут: "Ждите, мы сейчас едем". У нас есть информация, которая тоже подтверждается от международных баз данных, что 21-я отдельная мотострелковая бригада следует из Тоцкого – это вторая общевойсковая армия, Центральный военный округ. Об этом писал один из военнослужащих в одном из комментариев. Мы читаем комментарии, и там говорят, что едут в основном, конечно, на [якобы] какие-то учения, но, как мы видим и ранее, многие из них едут туда на два месяца, на девять месяцев. У нас есть некоторая информация, которая говорит о том, что к границе перебрасывают даже и срочников, а не только контрактников. Это заставляет вспомнить, как в 2014-2015 годах срочников не принуждали, но настойчиво просили подписать контракты и уже тогда заходить на территорию Украины.
— По поводу Беларуси. Что происходит в тех точках, где вы заметили скопление российской военной техники, но которая не была определена для дальнейших военных учений?
— Это условное гомельское направление – там, где Речица, Ельск, аэродром Зябровка – там сейчас стоят в основном части Восточного военного округа, в том числе 5-я и 37-я бригады из Бурятии, которые многим знакомы по Дебальцево. Там же мы наблюдали и десантную технику. Я не скажу сейчас воинскую часть, но десантники – это, как мы знаем, элита большинства постсоветских армий. И то, что они появились в районе того же аэродрома Зябровка, – это вызывает, конечно, определенные опасения, плюс к тому, что эту информацию пытались скрыть. Мы знаем, что белорусские телеграм-каналы писали, что кого-то из их коллег в очередной раз забанили на территории Беларуси, потому что они писали про этот аэродром и так далее.
В принципе, это тоже формально можно объяснить учениями. Мы видели карту белорусских учений, и, согласно этой карте, враждебное государство Днепровия ведет наступление на дружественное государство Полесье. Дело в том, что ведут наступления именно там, где сейчас сконцентрированы российские войска. Теоретически можно объяснить и этим, что они по сценарию учений прикрывают от наступления злобных днепровских бандеровцев.
— На границе между Беларусью и Украиной болота и леса. Насколько вообще это опасный участок?
— Не везде. Есть дороги. Я не думаю, что кто-то реально будет идти через Припять, но при этом нужно понимать, что это не 1941 год, дороги в Украине есть. Разумеется, это будет ограничивать возможности для наступления, разумеется, это тяжело будет наступать вне дорог. Поэтому действительно стоит прислушаться к американцам, которые называют даты середины февраля, когда земля подмерзнет. Но это только предположение, разумеется. Они могут находиться там достаточно долго – хоть до апреля, хоть до того момента, когда все высохнет – тогда будет проще наступать.
— Западная пресса сообщает одни даты, но разные условия: либо земля должна подмерзнуть, либо Олимпиада в Пекине должна закончиться, чтобы не портить отношения с Китаем. Как вы считаете, стоит ли акцентировать внимание на том, что земля должна подмерзнуть? Для этой техники важен этот фактор?
— Смотрите, для гусеничной, скорее всего, не так важно. Но мы видим, что те же грузовики снабжения, КамАЗы и так далее постоянно ломаются в колоннах, их везут за собой на эвакуаторах. Техника там не в самом лучшем состоянии. Если они так себя ведут на дороге, то как они себя будут вести на бездорожье – тоже большой вопрос, особенно в условиях, когда им придется пробираться через смесь грязи и снега. Поэтому действительно погодные условия – это важный момент. Но, конечно, не факт, что он является суперопределяющим.