После объявления России о выходе из "зерновой сделки" (Черноморского зернового соглашения) цены на пшеницу уже подскочили на 3,5%. "Решение России нанесет удар по нуждающимся людям повсюду", – прокомментировал этот шаг Кремля генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Глава Еврокомиссии назвала поступок России циничным, а в Вашингтоне заявили, что решение России навредит миллионам уязвимых людей по всему миру. Ранее Россия уже приостанавливала свое участие в сделке, но затем снова его возобновляла. Соглашение было трехсторонним с каждой из воюющих сторон: Россия заключила его с Турцией и ООН, Украина также подписала соглашение с Турцией и ООН.
Что происходит с украинским зерном прямо сейчас, что значит решение России для Украины и для глобального рынка и получится ли продолжать перевозить зерно по Черному морю без гарантий безопасности со стороны России – об этом мы в эфире Настоящего Времени спросили Тимофея Милованова, советника главы Офиса президента Украины и президента Киевской школы экономики.
— Мы уже обсуждали однажды срыв "зерновой сделки". В тот момент удалось договориться, ее все-таки продлили. Сейчас что означает выход России из этой сделки? Для Украины, в первую очередь, и для мира, конечно, тоже.
Потери доходов, потери экспорта, удар по экономике
— Выше цены, по крайней мере в коротком промежутке. И это означает, что поставки, которые должны были произойти, будут сорваны. На практике: сегодня ушел последний корабль из портов. Это означает, что следующие корабли не уйдут. Это означает, что зерно застряло в портах. Это означает, что фермеры думают теперь пытаться это зерно как-то вывезти через западную границу с Польшей. Это намного дороже, это задержки. В любом случае, это огромнейшие объемы зерна, и это будет влиять на рынок и на цены.
— А для Украины что это значит?
— Потери доходов, потери экспорта, удар по экономике.
— Существенные?
Россия пытается превратить в оружие поставки зерна и поставки продовольствия
— Да. Агро – это значительная часть, это до 40% всего экспорта до войны было. А мы – открытая экономика, в которой экспорт составлял до 50% всего ВВП. Во время войны наш экспорт по причине именно блокады портов значительно снизился. И для многих аграриев это большой удар. До 30% потерь у нас есть в производстве именно из-за того, что произошла такая большая проблема с логистикой. Она не имеет никакого отношения к войне. Ну как не имеет – это Россия, используя войну, пытается разрушить экономику Украины и пытается превратить в оружие поставки зерна и поставки продовольствия. Они делают это с газом и делали это до войны. И меньше уделялось внимания, но они используют продовольственную безопасность, особенно в странах глобального юга, для того, чтобы быть монополистом и пытаться таким образом влиять и собирать себе определенную поддержку.
— Если говорить о глобальных рынках: сегодня мы видели, что котировки фьючерсов на пшеницу на Чикагской бирже, подскочили на пике на более чем на 4%. Это только начало? Или будет еще больше?
Платить за это будут люди в странах, где есть проблемы бедности и голода
— Общий тренд был на снижение цен. Поэтому в принципе это очень плохой сигнал. Понимаете, если был бы общий тренд на поднятие цен, то тогда можно сказать, что эти новости просто спровоцировали тот тренд, который есть. В принципе поднятие на 3-4% за один день на новости, которая завтра может совершенно по-другому развернуться, — потому что это не в первый раз, когда у нас зерновая сделка прекращает свое действие, ограничивается, объявляется несостоявшейся.
Россия постоянно ведет эту политику волатильности, изменения условий. Это делалось и по зерновой сделке, и это делалось по тарифам еще до войны, до полномасштабного вторжения, даже до 2014 года, до аннексии Крыма. Россия постоянно меняла условия торговли продовольствием с Украиной – на границе с Украиной или на тех перевалочных пунктах, где она имела определенное влияние. Поэтому тактика тут не столько запретить, не пустить, сколько тактика постоянной неопределенности. Эта неопределенность нервирует любых торговцев, инвесторов и покупателей. Цены будут расти, а платить за это будут люди в странах, где, к сожалению, есть проблемы бедности и голода.
— Если говорить о геополитических вопросах, в России, как вы знаете, в очередной раз заявили, что Запад не выполняет договоренностей. По состоянию на май 2023 года их якобы было пять. Среди них, в том числе, возвращение "Россельхозбанка" в систему SWIFT, и про запчасти речь шла, разморозку каких-то российских активов компаний, страховку, логистику, аммиак. Почему все-таки это не произошло? Или произошло? Мы чего-то не знаем, Россия не говорит о чем-то?
Россия использует зерновую сделку для шантажа
— Насколько я знаю, таких договоренностей не было. Это фантазии России о том, что были какие-то договоренности, это их пропаганда, они это заявляют. А потом говорят: "Никто это не выполнил".
Действительно, они, например, используют зерновую сделку для шантажа. Они еще несколько недель назад прекратили поставки из порта Южного, потому что требовали, чтобы разрешили поставки аммиака. Аммиак – это химическое производство, используется для удобрений, прежде всего. И этот аммиачный трубопровод существует еще со времен Советского Союза. Аммиак поставляется из России в Одессу, в порт Южный, и далее по всему миру. И поставки этого аммиака были остановлены с самого начала войны. Понятно, технически это заняло какое-то время, но тут никакой новости нет, никто их не останавливал. И вот недавно Россия решила требовать разрешения поставок аммиака. И понятно, что никто ничего не изменил, никакое решение не принималось, Россия объявила: "Вы не выполняете мои условия, соответственно, я вам запрещу поставлять суда из порта Южный", – и перестала регистрировать поставки из порта Южный.
На самом деле – этого не было в новостях или не проходило мейнстримом – но сделка всегда не выполнялась, россияне всегда придумывали какие-то условия. Постоянно разрешали что-то регистрировать, не разрешали, не посылали свою группу, люди просто не подписывали документы. То есть они постоянно вели себя так, чтобы провоцировать и срывать сделку. ООН и украинская сторона, и турецкая вели себя всегда ровно, то есть на эти провокации не велись. Но Россия все равно теперь вышла с полным закрытием сделки.
— На ваш взгляд, логистика каким-то образом поменяется?
Надо просто под флагом ООН вывозить то зерно
— Мое личное мнение, честно говоря, что надо сделать конвои с судами Организации объединенных наций, которые будут проводить гуманитарные поставки зерна в те страны, которые в этом нуждаются. Было бы хорошо, чтобы логистика изменилась таким образом. Я не думаю, что Россия будет бомбить, атаковать или сбивать торпедами какие-то суда Организации объединенных наций. Хотя в начале, для того, чтобы была мотивация для этой сделки, Россия якобы делала ошибки. И если мы вспомним, в новостях было, что пару танкеров были ошибочно подбиты торпедами или минами. То есть они вот такие вещи делали. Я думаю, что надо на такие провокации не вестись, не соглашаться, а просто под флагом ООН вывозить то зерно, которое идет по гуманитарным поставками. Мое мнение, что логистика должна измениться и изменится.