Министерство внутренних дел Беларуси признало "экстремистским формированием" телеканал "Белсат". Об этом сообщило ведомство в своем официальном телеграм-канале. В сообщении говорится, что "экстремистским формированием" признана "группа граждан, объединенных посредством интернет-ресурсов" "Белсата".
Всего "экстремистскими" в Беларуси признаны более 100 телеграм-каналов, их авторы публиковали информацию о протестах 2020 года и критиковали действия властей.
Спутниковый телеканал "Белсат" был создан в 2007 году. Наряду с другими оппозиционными СМИ он освещал протесты в Беларуси после выборов летом 2020 года. Настоящему Времени заместитель директора "Белсата" Алексей Диковиций рассказал, что, несмотря на постоянное давление, за два года их аудитория выросла более чем в три раза, а редакция уверена, что сможет продолжить работу.
– К сожалению, поводы для разговоров с журналистами из Беларуси и из России в последнее время преимущественно печальные. Вы наверняка знали, что рано или поздно "Белсат" войдет в перечень "экстремистских формирований". Как готовилась к этому редакция, помешает ли вам это продолжать работать?
– Дело в том, что "Белсат" готовится к подобным враждебным действиям властей уже 14 лет. Десятого декабря исполнится 14 лет, как мы вещаем, и мы все время работали в Беларуси, так сказать, нелегально с точки зрения белорусского законодательства, у нас не было аккредитации, наш корпункт не аккредитовывали, что за этим следует, что не аккредитовывали наших журналистов. Нас постоянно арестовывали, забирали технику, вламывались в наши офисы в Минске. Так что, в общем-то, особо ничего нового для нас нет.
Другое дело, что в данный момент белорусские так называемые власти занимаются совершенно абсурдными вещами, потому что, заявляя о том, что все, кто нас смотрит, читает, – это члены экстремистской организации. Таким образом, белорусские власти записывают миллионы белорусов в список экстремистов, потому что, по нашим последним летним данным, с этого года около 40% белорусов регулярно читают, смотрят "Белсат".
Это значит, что половину своего собственного народа власти записывают в экстремисты, но это совершенно абсурдная вещь, естественно, связанная с тотальной зачисткой медиаполя в Беларуси, чтобы белорусы не узнали о том терроре, которым занимаются власти по отношению к собственному народу. Для нас, естественно, это неприятная ситуация, но тем не менее наверняка это не то, что заставит "Белсат" прекратить свое существование.
– Вы сказали про аудиторию. А можете подробнее рассказать, как она менялась в последние годы? К чему привели все эти усилия со стороны властей?
– Мы можем сравнивать с данными двухгодичной давности. Если два года назад наша аудитория составляла примерно 12% взрослого населения Беларуси, то сейчас это 40%. Так что рост огромный, более чем в 3 раза. Надо тоже понимать, что мы не просто телевидение, мы такой холдинг, мы вещаем, естественно, через спутник, что считаем, может быть, это старомодно, но мы считаем это важным в ситуации, когда в стране отключают время от времени интернет.
Мы также, естественно, вещаем через ютуб, во всех социальных сетях, телеграме и так далее. Так что неспроста власти выбирают часто нас как такую цель, подопытных кроликов, чтобы ударить сразу в нас, потому что они понимают нашу силу. Поэтому против нас и прежде всего направлено их оружие. Но я думаю, что эти попытки какие-то лихорадочные, сумбурные, они все-таки тщетны.
– Как вы думаете, а во власти видят, что все эти попытки зачистки медиапространства не приводят к нужному власти результату?
– Конечно. Дело в том, что террор в Беларуси идет по нарастающей. Когда за этот год после революции уже посадили всех политических лидеров или вытеснили из страны, теперь в Беларуси арестовывают людей, например, за то, что кто-то пришел на футбольный матч и у него на обложке паспорта, когда этот паспорт был предъявлен в кассе, был наш исторический герб "Погоня", и его за это посадили. Или, например, вытянули парня из кофейни, потому что у него на руке был бело-красно-белый браслет.
Это же говорит исключительно о том, что, в общем-то, маразм крепчает, потому что эта спираль раскручивается, так называемым силовикам нужно оправдать свое существование, нужно получать эти огромные зарплаты, нужно выслуживаться. Поэтому они ищут как можно более изощренные методы, чтобы статистика была.
Мне кажется, они уже сами со временем теряют ориентацию в том, что сами принимают. Мне кажется, они скоро захлебнутся тем количеством репрессивных законодательных актов или, как их назвать, решений, которые они сами принимают. Потому что не представляю себе, как можно 40% белорусов, которые смотрят или читают "Белсат", посадить или что с ними сделать.
– Вы сказали: они сами захлебнутся. Но ведь, скорее, преследование по репрессивным статьям просто будет очень выборочным?
– Да, скорее всего так, сейчас комментарий совсем недавно появился о том, что они будут выборочно [привлекать к ответственности] тех, кто распространяет материалы, кто активно комментирует и так далее. Это, конечно, возможно, но тем не менее несмотря на то, что это неприятная ситуация, абсурдная, я уверен в том, что кишка тонка и силенок не хватит на то, чтобы заткнуть рот вообще всему народу.