Ссылки

Новость часа

"Закат звезды Пригожина". Политолог – о новом открытом конфликте между основателем ЧВК и министром обороны Сергеем Шойгу


Евгений Пригожин
Евгений Пригожин

Министр обороны России Сергей Шойгу подписал приказ, согласно которому все частные военные компании или так называемые "добровольческие вооруженные формирования", которые воюют в Украине, до 1 июля должны заключить контракты с Минобороны России. О своем согласии войти в состав вооруженных сил РФ уже заявил отряд "Ахмат" из Чечни. Евгений Пригожин, создатель ЧВК "Вагнер", сообщил, что его частная военная компания подчиняться Минобороны не будет, потому что "Шойгу не может нормально управлять воинскими формированиями".

Пригожин, до войны более известный как "повар Путина", уже не впервые открыто обвиняет Сергея Шойгу в некомпетентности, а также возлагает на него ответственность за "снарядный голод" и провалы на фронте. Можно ли считать конфликт Пригожина и Шойгу конфликтом политических элит в современной России, мы спросили у политолога Михаила Комина.

Политолог Михаил Комин о нежелании Евгения Пригожина подчиняться Минобороны и конфликте с Сергеем Шойгу
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:49 0:00

— Нынешнее решение Шойгу выглядит как попытка укротить Пригожина – или нет?

Не апофеоз, но просто новый виток конфликта

— Они довольно давно конфликтуют между собой, Пригожин и Шойгу, а точнее те группы в элите, на которые они опираются. Пригожин опирается на часть офицерского состава, недовольного прежде всего [начальником Генштаба РФ Валерием] Герасимовым и Шойгу. Шойгу, соответственно, [опирается на] ту верхушку, которую он привел к власти, будучи министром обороны, тех людей, которых он обеспечивал с помощью контрактов на вооружение. В этом смысле этот конфликт длится довольно давно. Сегодня или в последние дни мы видим, я думаю, даже не апофеоз, но просто новый виток этого конфликта между такими парамилитарными группировками в лице Пригожина и классической стандартной традиционной российской армией, которую представляет Сергей Шойгу.

— Он сейчас выходит на какой-то новый уровень, потому что тут конкретный приказ появился? До этого все ограничивалось перепалками?

— Мне кажется, этот приказ особо ничего не меняет. Приказ, насколько я понимаю, готовился довольно давно, его основной смысл был в том, чтобы приравнять [к военнослужащим] по льготам российских добровольцев — тех, которые воюют в ЧВК или других добровольческих батальонах. Но его просто вбросили в качестве информационного ответа Евгению Пригожину на задержание офицера [Романа Веневитина] и публикацию видео. Я так понимаю, что какой-то регуляторной нагрузки этот приказ не несет в том смысле, что он не обязывает ЧВК подчиниться Минобороны и точно заключить контракт с ними. Это скорее способ такого информационного ответа и демонстрации того, что Минобороны вроде как с распростертыми объятиями к чэвэкашникам и добровольцам, а Пригожин продолжает гнуть свою линию и говорить, что Шойгу и Герасимов – нехорошие люди и не самые эффективные главнокомандующие.

— Тогда каков ваш прогноз: если Пригожин не подчинится этому приказу, о чем он уже заявил, что будет дальше?

— Ничего не будет. Еще раз повторюсь, мне кажется, этот приказ не несет какого-то регулятивного воздействия: он не обязывает все ЧВК заключать контракт с Минобороны, он дает им право такое. И в случае, если эти добровольческие объединения заключат этот контракт, они могут претендовать на льготы такие же, как получают российские военнослужащие, которые воюют в Украине по контракту.

— А если нет, тогда нет.

Сотрудничество с минобороны будет означать перечеркнуть весь военно-политический капитал, который они сколотили за полтора года войны

— Да, если нет – то и нет. В этом смысле мне кажется, что, конечно, "Вагнер" точно не будет этого ничего заключать, ему это просто не нужно, у них там собственные программы, как вы знаете, помощи или оплаты услуг всех тех, кто является комбатантами Пригожина. И более того, для вагнеровцев сотрудничество с министерством обороны будет означать перечеркнуть весь тот отдельный военно-политический капитал, который они сколотили за почти полтора года ведущейся войны в Украине.

— А подписание этих контрактов со стороны подразделения "Ахмат", которое находится по сути под Кадыровым, – не стоит это рассматривать как конфликт между Шойгу, Пригожиным и роль [главы Чечни Рамзана] Кадырова здесь отдельно обсуждать?

— Вы же знаете, что в прошлом году, особенно после успешного украинского контрнаступления, Кадыров как бы солидаризировался с Пригожиным в его критике Минобороны. Они обменивались лестными [по отношению] друг к другу отзывами, говоря, что "Рамзан Ахматович прав" – "Нет, Евгений Викторович прав".

— Но потом рассолидаризировались?

Кадыров продолжает линию не выносить сор из избы, не не вставать на сторону Пригожина

— Да. Просто, мне кажется, администрация президента или лично президент сказали Кадырову, что это плохая идея – вступать в какую-то такую… Нельзя назвать это коалицией, но в некий временный союз с Пригожиным. После этого Кадыров замолчал в своей поддержке Пригожина и критике, соответственно, Минобороны. А на прошлой неделе случился вообще некоторый конфликт между Пригожиным и Кадыровым, в который даже пришлось вмешаться основателю или сооснователю этого ЧВК "Вагнер" – [Дмитрию] Уткину, если вы помните, бойцу ГРУ.

Поэтому мне кажется, что Кадыров продолжает линию, которую ему предложили в администрации президента, а именно не выносить сор из избы, не эскалировать конфликт и не вставать на сторону Пригожина.

— Как бы вы вообще описали личность Пригожина в нынешней конструкции власти в России?

У Пригожина не получится выйти в публичную сферу

— Мне кажется, что Пригожин долгое время был человеком, который был вне публичной сферы. Скажем так, он обслуживал интересы и стремился к тому, чтобы быть таким тайным исполнителем поручений для Владимира Путина и для российской армии. Я имею в виду с 2014 по 2022 годы, когда ЧВК "Вагнер" участвовала в том числе в операциях на Донбассе, в так называемых непризнанных республиках. Но возможно, Пригожин почувствовал, что с того момента, когда началась война, его и возможности расширились, и в целом его военный капитал уже достаточен для того, чтобы попробовать выйти в публичную сферу и стать некоторым политическим актором. Если раньше он был исключительно внутриэлитным актором, смысл которого и основной ресурс которого базировался на каких-то личных отношениях с Владимиром Путиным и на этом амплуа решателя тайных задач, тайных поручений, то сейчас он пытается выйти в легальное поле и в общем сделать свой образ, свой ресурс в том числе через политические действия. Поэтому мы видели его визиты в регионы под названием "Вагнер. Второй фронт" или его нашумевшее интервью российскому пропагандисту.

Но мне кажется, что, к сожалению для Пригожина и к счастью для нас, для всех остальных людей, которые наблюдают за происходящим в России, у Пригожина не особо получится выйти в эту публичную сферу и, например, создать политическую партию, присоединиться к какой-то политической партии или даже легализовать свою ЧВК в виде какой-нибудь госкомпании "Росчастнаяармия", что-нибудь такое, "Росвоеводство". Не получится у него это сделать. Явно все эти попытки блокируются действующей военной элитой, прежде всего в лице Шойгу и Герасимова. И явно не поддерживаются ни администрацией президента, ни, наверное, президентом лично.

— Но не пресекаются на корню.

Мы сейчас уже наблюдаем закат звезды Пригожина, а не восхождение

— Не то чтобы не пресекается на корню, но не очень активно поддерживается, я бы так сказал. Поэтому мне кажется, что все его попытки сейчас так или иначе будут нивелированы. По большому счету, мы сейчас уже наблюдаем закат звезды Пригожина, а не восхождение.

— А Шойгу продолжает восхождение?

— Не то чтобы Шойгу куда-то восходил, ему не особо есть куда восходить. У него следующий статус в российской элите – это президент, на что он, я думаю, не готов пойти. Никто не готов пойти, не только Шойгу. Поэтому я думаю, что Шойгу в этой схватке с Пригожиным просто выходит, по крайней мере пока, победителем. И я думаю, что так и будет продолжаться, если вдруг каких-то неожиданностей, подобных тому, какой был успех у украинской армии в прошлом году, летом и в сентябре прошлого года, не повторится. Если это повторится, то потребность в услугах Пригожина и каких-то парамилитарных групп снова возрастет, Владимир Путин снова даст какое-то личное поручение Евгению Пригожину в попытке удержать какую-нибудь часть оккупированной территории. И тогда, возможно, его ресурсы снова увеличатся: ему разрешат снова набирать заключенных или что-нибудь еще такое же, что он придумает делать. И тогда будет следующий раунд этой борьбы, из которой, возможно, Пригожин сможет выйти менее побежденным. Так скажем, не победителем, но менее побежденным.

XS
SM
MD
LG