Некоторые европейские политики все еще наивны в отношении Лукашенко, им кажется, что диктаторов можно перевоспитать, но это ошибка, – считает советник Светланы Тихановской Франак Вячорка. По его словам, Лукашенко знает, как манипулировать, и всех переиграет.
Франак Вячорка и Мария Колесникова стали лауреатами премии имени Вацлава Бенды "За свободу, демократию и права человека". Вручение премии состоялось в Праге 10 ноября в Сенате Чешской Республики. От имени Марии Колесниковой, которая уже больше года находится в заключении, премию получила Татьяна Хомич, сестра Марии.
После церемонии Франак Вячорка в интервью Настоящему Времени рассказал о том, чем сейчас занимается офис Светланы Тихановской, а также о том, как, на его взгляд, должна отреагировать Европа на ситуацию на белорусско-польской границе, какую цель преследует Лукашенко и как может разрешиться миграционный кризис.
– Вы получаете эту премию. Какие чувства для вас, что это значит?
– На самом деле очень трудно выразить чувства, это 15 месяцев нон-стоп находишься в непрерывной борьбе 24/7. И мне так кажется, что вчера был июль 2020 года, когда задержали Игоря Лосика и перед этим задержали Сергея Тихановского. И вот с того момента я "так и не ложился спать". Поэтому за это время, когда людей избивали, кого-то убивали, угоняли самолет, хорошего друга садили и пытали в КГБ, тут трудно говорить вообще про какие-либо эмоции – эмоции теряются. И, к сожалению, эта наша борьба, восстание – оно сделало нас, наверное, менее сентиментальными. Самые ужасные вещи становятся нормой, и это ненормально.
– Не могу удержаться, конечно, от вопросов об актуальной ситуации, которая сейчас происходит. Мы знаем, что команда Светланы Тихановской ведет активные переговоры. Можете рассказать, что вообще обсуждается по поводу кризиса на границе, что ожидается и так далее?
– Да, сегодня я проводил переговоры в офисе президента Чехии, встречались с лидерами партий, в том числе коалиции, которая победила на выборах, и, возможно, будущими министрами. Светлана Тихановская сегодня находится в Берлине, встречалась с представителями бундестага, вчера – с Олафом Шольцем, вице-канцлером, завтра – с президентом Штайнмайером. И везде на каждой встрече основная тема – это миграция. Мы пробуем объяснить, что цель Лукашенко – разделить Европу, цель Лукашенко – заставить Европу пойти на уступки шантажом.
Нелегальная миграция, организованный кризис на границе – это шантаж, это попытка отомстить и это попытка посадить за стол переговоров европейских лидеров. Мы говорим: не поддавайтесь, не покупайтесь и не верьте Лукашенко, он обманывал вас 27 лет и обманет снова.
Но, с другой стороны, мы пытаемся помочь также людям, потому что мы имеем дело с тысячами заложников. Люди с Ближнего Востока, которых Лукашенко привез в Беларусь, – заложники, они тоже жертвы этой спецоперации. Сейчас они мерзнут на улицах белорусских городов или в лесах, им не дают еды, им не дают ночлега, у многих нет питьевой воды. Они с семьями, многие старые. И здесь очень важно, чтобы международные организации проявили силу, проявили волю. ООН, в конце концов, был создан для того, чтобы решать такие вопросы. И мы очень надеемся, что позиция международных структур будет максимально жесткой, потому что Лукашенко – это главный виновник всего кризиса, который сейчас происходит в Беларуси.
– Как Европе нужно действовать, по вашему мнению? Какие конкретные шаги вы ждете?
– Нужно наказать всех виновных в организации этого кризиса: Лукашенко, его окружение, администрацию президента.
– Новыми санкциями?
– Санкции, ограничения, политическая изоляция. Мы видим, что консульства белорусского МИДа стали соучастниками этого преступления. Консульства в Ираке, в разных городах выдают визы, а визы – это пропуск на самолет. И поэтому эти люди получают визы от Лукашенко, садятся на турецкие авиалинии, чартерные компании, "Белавию", прилетают в Минск, и там уже понятно, что с ними происходит. Нужны всеобъемлющие санкции, которые максимально изолируют режим. Даже если эти санкции не ударят по Лукашенко, они ударят по его окружению. Окружение должно понимать, что когда ты молчишь, значит, ты молчаливо поддерживаешь. Молчать в такой ситуации нельзя, уже год страна в беспрецедентном кризисе. Решение может быть только через новые выборы, и мы это не перестаем повторять.
– Вы находите понимание в глазах европейских лидеров?
– Вы знаете, мне кажется, что еще много тех наивных европейских политиков, которым кажется, что диктаторов можно перевоспитать: мол, "давайте будем говорить с Лукашенко", "а может быть, он не такой плохой", "а может, он просто не понимает, что с нами так нельзя разговаривать". Есть те, кто думает, что Лукашенко за 27 лет просто не набрался политического опыта. Это ошибка, он вас всех переиграет, он политическое животное, он знает, как манипулировать. Он – как в армии в дедовщине, он такой дембель, "дед", и он вас, молодых, которые каждые четыре-пять лет меняются в ваших странах, переиграет в два счета. Играя с ним в карты, вы всегда проиграете, потому что он играет не по правилам. Мы видим, что он пытается сейчас столкнуть лбами польские партии, мы видим, что некоторые европейские страны начинают сомневаться: "А может быть, и вправду Лукашенко тоже жертва этого миграционного кризиса?"
– Какие страны?
– Я не скажу, какие страны. Есть и страны, и лидеры, и силы, которые, наверное, или неопытны, или наивны.
– Вы это видите в переговорах?
– Они просто не понимают, в чем природа этого кризиса. Многие сравнивают это с турецким миграционным кризисом пару лет назад. Но мы видим, что в Беларуси совсем другой контекст. Мы видим, что за этим миграционным кризисом стоит целое государство. Мы видим, что этот миграционный кризис создан из политического кризиса августа 2020 года, что это часть одного целого. И не решив первопричину – а это убрать банду из резиденции в Минске, – мы не решим миграционный кризис.
– Какую цель преследует Лукашенко во всей этой истории, по вашему мнению?
– Четыре цели. Основная, конечно, заработать деньги. А очень дешевые простые деньги – 2 тысячи с человека минимум. Если 20 тысяч – вот тебе уже миллионы долларов.
Второе – расколоть Запад.
Третье – показать, что ваши ценности не работают: "вы говорите про защиту ценностей, а вы даже не пускаете несчастных людей на границе".
И четвертое – это заставить Запад разговаривать с ним, не разговаривая с людьми, с народом. Для Лукашенко самое страшное – это сесть за стол переговоров, он боится переговоров, потому что ему придется в результате переговоров уходить. Поэтому он эскалирует ситуацию, чтобы выиграть себе день, неделю, ночь простоять да день продержаться.
– Как вы думаете, как дальше эта ситуация будет развиваться? Что будет с этими людьми, с границами?
– Нужно разделить ситуацию на две части: политическую и гуманитарную. Политическая решится, когда будет жесткая, сильная скоординированная реакция Запада и Лукашенко просто перестанет эти самолеты поставлять. Оно может закончиться так же быстро, как и началось, когда будет жесткая реакция демократических стран.
А гуманитарная ситуация будет решаться намного дольше, потому что разговор идет про десятки тысяч человек. Назад они не поедут, в Евросоюз многие из них не попадут, процедура получения убежища – это очень длительный процесс. Возможно, многие пойдут на восток, в Россию в том числе – тогда это будет еще и головной болью для Кремля. Ситуация может развиваться непредсказуемо, но сейчас самое главное – это деэскалировать именно в плане притока мигрантов, чтобы новых людей в Беларусь не привозили, потому что это закончится большой катастрофой.
– Это должно как-то решиться в ближайшее время, потому что люди не смогут там находиться в такую погоду, ждать вечно.
– Это должно быть решено безотлагательно, потому что люди сейчас там спят на улице, на минусовой температуре, они могут умереть. Откладывать до каких-то лучших времен, до весны не приходится. Ситуация ухудшается. Если мы не хотим допустить жертв, очень важно проявить политическую смелость демократическим странам, политическую волю и жесткость и дать достойный ответ режиму Лукашенко, не поддаваться на шантаж, не садиться с ним за стол переговоров, а показать решительную единую позицию.
Лукашенко, возможно, эскалирует ситуацию перед санкциями: в понедельник европейские министры собираются и обсуждают пятый пакет, а 8 декабря начинают действовать американские санкции. Возможно, это также попытка повысить ставки перед введением санкций.
****
Министерство информации Беларуси заблокировало доступ к сайту телеканала "Настоящее Время" на территории страны. Официальной причиной названо "распространение гиперссылок на материалы, признанные экстремистскими". Жители Беларуси могут читать и смотреть материалы Настоящего Времени через VPN, в телеграме и других соцсетях, а также с помощью зеркала.