Ссылки

Новость часа

Отбирать имущество и судить по новым статьям. Зачем Госдума ужесточает законы против "иноагентов", политэмигрантов и несогласных с войной?


Госдума России в среду, 2 апреля, проголосовала в первом чтении за целый пакет законопроектов, ужесточающих наказание за то, что депутаты называют "вмешательством во внутреннюю политику России". Законы, которые предлагают принять депутаты, призваны с этим вмешательством бороться и "обеспечивать защиту суверенитета".

Один из законопроектов касается "иностранных агентов": он расширяет основания для включения людей в этот список. Стать "иноагентом" можно за участие в иностранной организации, "действующей вопреки интересам РФ", или за помощь в исполнении решений международных организаций, в которых не участвует Россия, например Международного уголовного суда.

Другой документ расширяет уголовную ответственность за "дискредитацию" армии и "корыстное содействие" международным организациям, а также за призывы к санкциям.

Третий расширяет количество статей, по которым можно судить заочно уехавших за границу россиян: это и "фейки" об армии, и та же "дискредитация", и призывы к терроризму и экстремизму, и призывы к нарушении территориальной целостности, и реабилитация нацизма – всего 20 статей Уголовного кодекса.

О том, как важно бороться с находящимися под влиянием иностранных организаций россиянами и теми, кто уехал, говорили депутаты Ирина Яровая, Василий Пискарев, Вячеслав Володин, Анатолий Вассерман (последний и вовсе беспокоился, не слишком ли мягко предлагается наказывать "иноагентов"). За ужесточение законов депутаты проголосовали единогласно.

Оппозиционный политик Дмитрий Гудков был депутатом российской Госдумы в 2012 году, когда российские парламентарии голосовали за самый первый закон об "иностранных агентах" (он был принят как поправка к закону "О некоммерческих организациях"), обещая, что этот статус не будет никого дискриминировать, а лишь информировать о том, что НКО получает иностранное финансирование. Отвечая на вопросы о том, что происходит в Думе сейчас, Гудков отмечает, что и 13 лет назад против выступили всего несколько человек: "Нас тогда было человек пять, наверное, кто голосовал против в основном: двое Гудковых, Илья Пономарев, Валерий Зубов, Сергей Петров. Иногда к нам кто-то присоединялся – пара человек от КПРФ, еще пара-тройка от "Справедливой России", но на этом и все".

Дмитрий Гудков о новых законах против "иноагентов"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:23 0:00

Гудков считает, что новые законы против "иноагентов" и находящихся за границей россиян "приводят законодательство в соответствии с практикой": потому что на практике уехавших уже судят заочно, а "иноагентам" уже создают финансовые проблемы. Принятые депутатами изменения ухудшат положение.

"Дело все идет к тому, что они хотят лишать собственности тех, у кого осталась собственность [в России]. Еще, в общем-то, очень много людей, которые пытаются соблюдать закон об "иностранных агентах", плашки публикуют в конце каждого поста – это ровно для того [делается], чтобы у государства не было возможности отнять собственность. Поэтому [власти] сейчас придумывают разные механизмы для того, чтобы это было сделать намного проще", – объясняет Дмитрий Гудков.

Второй реальной проблемой для антивоенно настроенных россиян, оппозиционеров, активистов и журналистов за границей могут стать уголовные дела и заочные приговоры по более "нейтральным" статьям, чем "фейки" об армии, или другим очевидно политизированным обвинениям.

"Это будут статьи, по которым в принципе и в западных странах мира задерживают, арестовывают. Часто по каким-то террористическим статьям судят политиков: понятно, что дело политическое, но статья какая-нибудь террористическая. Понятно, что Интерпол не будет принимать в основном запросы от Российской Федерации, но [могут принять запросы отдельные] страны – Таиланд, Арабские Эмираты, куда еще россияне любят ездить? Турция… Страны, у которых заключены двусторонние соглашения об экстрадиции с Российской Федерацией. По международному праву экстрадиция работает в том случае, если в двух странах, между которыми есть соглашение, есть одинаковые статьи – здесь борются с терроризмом и здесь борются с терроризмом", – рассуждает Гудков. Таким образом, политическим эмигрантам придется с большей осторожностью относиться к путешествиям по миру и любым передвижениям, полагает собеседник.

"Главная задача – сделать так, чтобы все заткнулись, испугались и заткнулись, – считает Гудков. – То есть я не думаю, что будет прямо вал какой-то экстрадиции, но, думаю, два-три показательных кейса они постараются организовать, чтобы все остальные замолчали. Потому что есть очень много людей, которые даже ездят еще к родственникам в России или имеют родственников в России, или имеют собственность, но выходят на какие-то акции протеста, в чем-то принимают участие, пишут петиции, все это властям не нравится. И у них задача все это дело, скажем так, запугать".

XS
SM
MD
LG