Ссылки

Новость часа

Статус ветерана боевых действий – за набор для пикника. За что платят в российской армии во время войны – рассказывает журналистка "Верстки"


Командиры в российской армии начали продавать солдатам за откаты фиктивные справки о ранении. Об этом пишет российское издание "Верстка". В материале под заголовком "Путеводитель по коррупции в армии" журналисты отмечают, что "услуги", за которые военнослужащие дают взятки своим командирам, сильно изменились.

В 2022 году гарнизонные суды в России рассмотрели 671 дело по статьям о взяточничестве, в 2023-м – более пятисот. Обычные "услуги", которые "продаются" в армии: выходной, отпуск, попустительство офицеров, которые не будут наказывать за использование телефона или пьянство.

Но после февраля 2022 года в списке появились новые пункты: справки о ранении, включение в список на получение госнаграды за участие в войне с Украиной, возможность не ехать на боевое задание.

О том, за что еще платят в российской армии, рассказала журналистка "Верстки" Дарья Кучеренко.

Журналистка "Верстки" – о том, за что дают взятки в российской армии во время войны
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:24 0:00

Что продают и покупают в российской армии во время войны?

– Меня очень удивил один случай, он рассматривался в Пятигорском гарнизонном суде, где 11 военнослужащих скинулись на набор для пикника. Они заказали его в интернет-магазине "Озон", он стоил около 20 тысяч рублей. Вот они скинулись по полторы тысячи, оформили получение этого набора на супругу их командира. С помощью этого набора командир включил их в списки участников "специальной военной операции", как это называет Российская Федерация, но по факту они не отправились в зону боевых действий. И по приказам они числились военнослужащими, участвующими в войне, и таким образом могли получить статус ветеранов боевых действий.

То, что за полторы тысячи рублей можно было купить себе статус ветерана боевых действий, меня очень удивило. В итоге, кстати, суд наказал только двух военнослужащих, давших взятки. А в отношении остальных вообще прекратил уголовное производство.

– Много ли случаев взяток за то, чтобы не ехать на штурм? Можем ли мы сравнивать, каких случаев больше: тех, чтобы получить выплаты от государства, не участвуя в войне напрямую, или же люди дают взятки, чтобы не ехать умирать?

– Тут надо понимать, что не все случаи становятся поводами для возбуждения уголовных дел. И не все доходят до суда. Плюс часть дел, которые поступили в суды в 2023 году, еще рассматриваются. Поэтому можем только приблизительно говорить о каких-то цифрах. Но из того, что я видела, больше случаев, когда люди пытаются получить выплаты по ранению, не получив ранения или вообще не участвуя в боевых действиях. На таких военнослужащих возбуждают дела по статье о мошенничестве.

Но что интересно, во всех случаях, которые я рассмотрела, командиры никак не были наказаны. И командиры говорили, что якобы военнослужащие сами заполняли бланки, где указывали, какое ранение они получили, а они просто их подписывали, даже не глядя. То есть получается, что просто любой военнослужащий может так заполнить пустой бланк, указать, что он получил ранение, подписать у командира, а потом получить от государства выплату в три миллиона рублей.

Являются ли массово взятки способом спасти свою жизнь или все же нет?

– До начала полномасштабного вторжения России в Украину вообще были распространены ситуации, когда военные давали взятки, чтобы наоборот поехать на войну. Но они ехали, допустим, в Сирию. А после начала вторжения мне не попадалось ни одного дела, где человек платил бы, чтобы поехать на войну с Украиной. И как мне рассказывал один бывший офицер, который дезертировал, не было необходимости давать взятки, чтобы поехать.

Нет, я не исключаю, может быть, какие-то спецподразделения действительно давали взятки, но они массово не давали взятки, чтобы поехать на войну.

А чтобы не поехать?

– Я не встретила таких дел, чтобы было массово. Да, были дела, чтобы не участвовать в штурме, чтобы остаться в расположении части и не ехать в зону "СВО" (так в России называют войну против Украины – НВ). Безусловно, они есть, но они не массовые.

Если мы говорим о массовых, то в основном это дела, касающиеся использования мобильных телефонов, алкоголизма, и про выходные и отпуска – это самая популярная категория.

То есть чтобы получить выходные, отпуска или чтобы не получить дисциплинарное взыскание за использование телефона?

– Да, использование телефона – это вообще на самом деле серьезный дисциплинарный проступок, потому что если военнослужащий пользуется телефоном, то по нему можно вычислить местоположение. Напомню, министерство обороны признавало, что в Макеевке погибло большое количество мобилизованных, потому что включили мобильные телефоны в новогоднюю ночь. Так вот огромное количество взяток дается, чтобы просто официально не наказали за использование телефона или разрешили пользоваться телефонами дальше. Это небольшие взятки – по две тысячи рублей.

Вы пишете, что в 2023 году по статьям о взятках гарнизонные суды рассмотрели около 500 дел. Если обобщать, можно ли сказать, что действительно до суда на самом деле доходит считаное количество, в принципе, случаев такой армейской коррупции?

– Конечно. Если всех будут штрафовать и будут сажать, то кто будет воевать? Безусловно, не могут всех офицеров посадить. Если вы поговорите с людьми, которые когда-то проходили срочную службу в российской армии или служили по контракту даже до начала боевых действий, они вам все расскажут, что сталкивались с коррупцией в том или ином виде, что за взятки всегда можно было себе купить воинское звание, выходной, увольнение. И понятно, что это никуда не делось, просто в российской армии появились новые услуги. И понятно, что, конечно, как и в случае с любыми другими преступлениями, совершаемыми в армии, только часть из них доходит до суда.

XS
SM
MD
LG