Нидерланды стали очередной страной, где приостановили использование вакцины AstraZeneca против COVID-19. Накануне сообщалось, что Дания, Норвегия, Таиланд и Болгария приостановили кампанию вакцинации от COVID-19 препаратом AstraZeneca из-за образования тромбов у нескольких датских пациентов после прививки. Власти будут ждать результатов расследования со стороны Европейского агентства лекарственных средств (EMA), уточняется в сообщении.
При этом в ЕМА и во Всемирной организации здравоохранения утверждают, что вакцина безопасна и связь между введением препарата и образованием тромба не установлена.
Почему приостанавливать вакцинацию для расследования – это нормально и почему риск, связанный с вакцинацией, это миф, программе "Утро" рассказала молекулярный биолог Ирина Якутенко.
— Несколько раз приостанавливались испытания разных вакцин – и AstraZeneca, и РНК-вакцин, – и ни разу эта смерть в итоге не оказалась связана с вакциной, то есть были другие причины. Не только смерти были, были нехорошие аутоиммунные расстройства. Всегда обнаруживались другие причины, которые привели к этим расстройствам. То есть временное совпадение с применением вакцины было случайным.
Сейчас происходит то же самое, происходят некие смерти от тромбозов у пожилых людей. И так как напряжение высоко, регуляторы, очевидно, принимают решение приостановить испытания, выяснить причину. И если выяснится, что есть какая-то другая причина, то они возобновят развертывание вакцинной кампании.
И насколько я знаю, сейчас по тем данным, которые имеются, частота этих тромбозов с какими-то тяжелыми последствиями в группе вакцинированных и в группе людей, которые не получали вакцину от коронавируса, не отличается. Тут надо понимать, что это состояние может возникнуть и без вакцины, и оно возникает. Просто обычно на него не обращают внимание: просто у человека это случается, он идет к врачу или, не дай бог, умирает, но никто ни с чем это не связывает, потому что это случается. Сейчас есть это неординарное событие – вакцинация, – и любые события, которые происходят недалеко по времени от применения вакцины, автоматически у людей в голове связываются с вакцинацией. Это может занимать разное время, но по опыту того, что было во время испытаний, там были аутоиммунные заболевания, миелиты, это занимало несколько дней или, может быть, максимум пару недель, на самом деле меньше. Это все возобновлялось в пределах двух недель – испытания возобновлялись. Просто с помпой сообщалось о приостановке испытаний, но медиа почему-то молчали о том, что [вакцинацию] возобновили.
— Почему заявления о том, что вакцина – это всегда риск, на самом деле миф?
— Это один из распространенных мифов о том, что вакцина – это все-таки есть какой-то риск. Но польза так высока, что можно этим риском, учитывая большое количество пользы, пренебречь. Это миф. Никаких тяжелых долгосрочных последствий от вакцин не существует в природе. В истории вакцинации бывали неудачные случаи на заре – в 50-60-х годах, когда там действительно были неприятные истории, в первую очередь связанные с полиовакциной. Например, самая известная история была связана с нарушениями при производстве. Этот тип вакцин, который есть сейчас, он не способен сделать то, что сделали тогда полиовакцины. Это была, грубо говоря, недоубитая [вакцина]. Детей прививали как бы мертвым вирусом, а он оказался живой в некоторых случаях. С этой вакциной такое невозможно ни в каком случае. У нас нет патогенных вирусов, это безопасный аденовирус или вообще мРНК, которая не является вирусом и не может вызывать инфекцию. Того механизма, который вызвал трагические последствия в истории с полиовакциной, здесь просто не существует.
Были неудачные вакцины, например вакцина от ротавируса. Да, действительно она вызывала такую неприятную патологию, но это случаи, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. А абсолютное большинство вакцин не имеет никаких долгосрочных последствий, не имеет никаких тяжелых последствий после вакцинации. Максимум, что есть, – это какое-то гриппоподобное состояние: головные боли, мышечные боли, подъем температуры. И это такая боль производителей вакцин, людей, которые ратуют за вакцинацию, врачей, что при максимальной безопасности эта вакцина – один из самых безопасных медицинских препаратов, которые существуют на планете Земля.
Около 5 миллионов жителей Европы уже вакцинированы препаратом AstraZeneca, но известно приблизительно о 30 случаях, когда у пациентов появились проблемы, связанные с тромбами.
В ВОЗ заявили, что изучают эти случаи, но продолжают заявлять об эффективности и безопасности вакцины AstraZeneca. Если рекомендации организации изменятся, об этом станет немедленно известно, заявили ее руководители.
Власти ЕС в конце января приняли решение допустить на рынок Евросоюза вакцину разработки компании AstraZeneca. Однако ранее специалисты в некоторых странах пришли к выводу, что вакцина этой компании годится только для людей в возрасте от 18 до 64 лет.