Дмитрий Гудков, на которого 2 июня завели уголовное дело о причинении имущественного ущерба, – один из заметных оппозиционных политиков России. С 2011 по 2016 годы он был депутатом Госдумы от партии "Справедливая Россия". В 2021-м Гудков снова планировал избираться в российский парламент – от партии "Яблоко". Кроме того, Дмитрий Гудков – один из создателей проекта "Объединенные демократы", который поддерживает кандидатов в муниципальные депутаты.
Как сообщило издание "Проект" со ссылкой на два источника, накануне задержания Гудкова Кремль получил данные о его высоком рейтинге в Тушинском районе Москвы – 20-25%. Именно там политик планировал баллотироваться в качестве депутата.
О преследовании Дмитрия Гудкова и его политических планах в эфире Настоящего Времени мы поговорили с одним из основателей "Объединенных демократов" Андреем Давыдовым и председателем партии "Яблоко" Николаем Рыбаковым.
"Задача Путина – уничтожить всю оппозицию в России"
— Андрей, как вам кажется, кто главное заинтересованное лицо в деле Гудкова? Не формальное, а истинное?
Андрей Давыдов: Мне кажется, истинное лицо всем известно. Его зовут Владимир Путин.
— Так высоко?
Давыдов: Задача которого по сути уничтожить всю оппозицию в России. Вся политическая деятельность у нас оппозиционная по факту криминализована и запрещена – то, что мы видим этой весной.
— Николай, вам как кажется?
Николай Рыбаков: [Власти] заинтересованы в том, чтобы атмосфера в стране была атмосферой страха. Они вообще не понимают, что они делают, потому что открывать в такой обстановке Петербургский экономический форум, в обстановке усиливающихся репрессий – это означает не понимать, что современная экономика возможна только со свободной политикой. Знает ли об этом президент? Я думаю, что знает, конечно же, что происходят сейчас такие репрессии в эти дни – и в отношении Дмитрия Гудкова, и в отношении Андрея Пивоварова, и в отношении остальных почти четырех сотен политических заключенных в нашей стране.
Дмитрий Гудков и выборы в Госдуму
— Николай, отец Дмитрия и его жена Валерия сказали, что он собирался идти на выборы в Госдуму от партии "Яблоко". Можете рассказать нам, от какого округа и как партия принимала это решение?
Рыбаков: [Речь идет] об одном из округов Москвы, насколько я помню, это Тушинский. Дмитрий действительно обращался в партию. Сейчас идет месяц, когда кандидаты встречаются с региональными отделениями. После этого будет еще бюро партии, которое будет это обсуждать, политический комитет. Окончательное решение принимает только съезд партии. Поэтому Дмитрий действительно обращался, у него есть опыт выдвижения от "Яблока" уже в 2016 году, он не только был кандидатом по округу, он был и в федеральной десятке "Яблока" на прошлых выборах. Так что, действительно, Дмитрий обращался с такой инициативой.
— Николай, а у партии есть какая-то консолидированная позиция по поводу того, что сейчас происходит с Гудковым?
Рыбаков: Безусловно, конечно.
— Какая она?
Рыбаков: Преследование политических оппонентов власти, не имеющее никакого отношения ни к праву, ни к закону, – это абсолютное беззаконие и запугивание. Скажу прямо: да, это усиливается, это не новая ситуация. "Яблоко" теряет своих членов с 90-х годов: Ларису Юдину убили в 1998 году в Калмыкии, Юрия Щекочихина – в 2003 году, Фарида Бабаева – в 2007 году, Тимура Куашева, одного из наших молодых членов партии, который стал фигурантом расследования Bellingcat, – это 2014 год. Поэтому, к сожалению, власть не брезгует никакими методами. И сейчас очень важно, чтобы Дмитрий был освобожден.
— Андрей, сегодня издание "Проект" сообщило, что в Тушинском округе якобы замеряли его рейтинг, Кремлю, собственно, донесли и сказали, что рейтинг очень высокий. А вы можете оценить рейтинг Гудкова вообще для Москвы или для этого конкретного округа?
Давыдов: Вы знаете, мне сложно говорить о конкретных цифрах, потому что я данной социологией не владею. Но в целом я уверен, что у него высокий уровень поддержки в Москве и вполне возможно в конкретном округе, в котором он уже выдвигался на прошлые выборы в 2016 году, на которых, насколько я помню, он получил второй результат. Соответственно, у него очень высокий уровень поддержки, узнаваемости конкретно в данном избирательном округе. Но опять же повторюсь, также у него и высокий уровень узнаваемости в целом по Москве и в оппозиционной среде по России. Поэтому он представляется на сегодняшний день одним из самых ярких представителей на оппозиционном фланге. Ровно поэтому и его, и также яркого, я считаю, представителя [оппозиции] Андрея Пивоварова в данный момент преследуют и исключают из политического процесса целенаправленно.
На что сможет повлиять оппозиция в Госдуме: мнение политиков и властей
— Мы, к сожалению, чуть ли не каждый день рассказываем о том, как преследуют в России оппозицию, новости об этом просто валятся и валятся, приходят и приходят. И каждый раз, когда мы разговариваем об этом, мне все время хочется спросить: а что изменится от того, что один Гудков, одна Любовь Соболь или еще один какой-то другой кандидат, если один-пять-десять человек пройдут в Госдуму?
Рыбаков: Именно поэтому мы участвуем партией в выборах и боремся за то, чтобы партия была представлена в Государственной Думе, и это был бы не один или два человека.
— Но что изменится для власти?
Рыбаков: Сколько будет [представителей оппозиции] – это будет уже зависеть от вас в том числе. Мы боремся за то, чтобы было много представителей "Яблока" в Государственной думе, чтобы менять ситуацию. Потому что я уверен, что многого бы не удалось: самых кровожадных законов удалось бы не допустить в Государственной Думе. Нынешняя Государственная Дума – как монолит из этих четырех партий. От одного человека, будем говорить прямо, не изменится.
— Я просто логику власти не могу понять. Я понимаю, что этот вопрос к ним, но тем не менее.
Рыбаков: Логика власти понятна, потому что [с оппозицией] это будет абсолютно другая Государственная Дума, это будет свежий ветер, это будет другое мнение. Сейчас там четыре партии наперебой бегут поддержать Владимира Путина. Почему-то все представляют, что это "Единая Россия" – его партия. Нет, у него все четыре партии, и они бегут просто вперед доказать, что они лояльны Путину и его политике. И может появиться одна партия "Яблоко", которая будет против этого большинства добиваться изменения политики в России. И это для власти опасно, это очень опасно. Именно поэтому кого-то сажают, а кого-то убивают.
— Андрей, вы поддерживаете позицию Николая? Как вы думаете, почему такая логика власти?
Давыдов: Я совершенно согласен с Николаем, действительно фракция – это крайне важно. И люди, которые будут не соревноваться в любви к Владимиру Владимировичу, а по сути транслировать надежды и чаяния очень большой части населения, которая не поддерживает Владимира Владимировича, – это очень важно. Это изменит сам по себе парламент, действительно вернет туда дискуссию. И это уже станет обсуждаться в обществе, это не смогут замалчивать федеральные каналы – что подобного рода проблемы, которые действительно волнуют людей, будут подниматься на уровне депутатов Государственной Думы. Конечно, этого и не хотят наши власти, поэтому я уверен, что препоны будут ставиться не только отдельным политикам, но уверен, что и партия "Яблоко", вполне возможно, столкнется с определенными трудностями.
— Николай, несмотря на преследование Гудкова, партия "Яблоко" будет сотрудничать с ним перед выборами в Госдуму?
Рыбаков: Сейчас, я еще раз повторю, самое главное – это безопасность Дмитрия. И я думаю, что мы все будем предпринимать в координации с его близкими, его адвокатами, именно для того, чтобы он имел свободу. Это самое важное.
Еще вчера и я сделал заявление, и Григорий Явлинский сделал заявление. Теперь мы в координации с адвокатами работаем, мы сделаем все от нас зависящее, что можно сделать для того, чтобы изменилась ситуация и Дмитрий вышел.