Ссылки

Новость часа

"Я верю в людей и верю в себя". Дарья уехала из России в Латвию и готовит там конников-паралимпийцев


Дарья Тихомирова уехала из России в Латвию и готовит там конников-паралимпийцев
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:11:08 0:00

Дарья Тихомирова уехала из России в Латвию и готовит там конников-паралимпийцев

Дарья Тихомирова – тренер, которая которая давно занимается конным спортом. Она родилась в России, где у ее семьи был конноспортивный комплекс в Иркутске, но в 2000-е годы уехала в Латвию: вышла замуж, родила детей и основала в новой для себя стране школу паралимпийской выездки.

Дарья рассказывает, как заинтересовалась паралимпийским спортом. В Иркутске ее родители с нуля построили интеграционный конноспортивный центр. Там дети с инвалидностью не только проходили реабилитацию при помощи лошадей, но и при желании могли становиться спортсменами, конюхами, берейторами или помощниками тренеров. Родители хотели передать Дарье свое дело, но девушка решила идти своим путем и уехала за границу.

Но уйти от конной судьбы ей не удалось. В самом начале жизни в Латвии Дарья познакомилась с Рихардом Сникусом – на тот момент юным всадником, еще никому неизвестным.

У Рихарда был детский церебральный паралич. Дарья вспомнила, чему ее учили родители, и начала работать со спортсменом. За эти годы Рихардс Сникус стал лучшим всадником мира в паралимпийской выездке в уровне 1 – там, где соревнуются спортсмены с самыми тяжелыми нарушениями. На паралимпийских играх в Париже в 2024 году он получил золото.

А школа Дарьи в Латвии стала полноценным паралимпийским центром, который и готовит спортсменов, и проводит реабилитацию детей.

Дайнис – один из юношей, который в ней занимаются. Он уже чемпион Латвии в своей группе. Дарья рассказывает, что у него проблемы с ментальным здоровьем – аутический синдром.

"Дайнис – талантливый спортсмен, очень талантливый. Но, как известно, наше общество очень слабо терпимо к ограничениям физическим, – рассказывает Тихомирова. – Спортсменам, и не только спортсменам, людям с ограниченными возможностями, детям, нужно доказывать свою состоятельность. Но еще меньше наше общество терпимо к людям с интеллектуальными нарушениями. Мы совсем не готовы принять их полностью в обществе".

Ольга Тихомирова со спортсменами и тренерами в своей школе
Ольга Тихомирова со спортсменами и тренерами в своей школе

"Дайнис – как раз человек с интеллектуальными нарушениями. И я очень хотела бы, чтобы к моменту, когда он будет жить самостоятельной жизнью без родителей, наше общество было достаточно терпимым и достаточно хотящим принять его, – подчеркивает тренер. – И я хочу, чтобы к этому моменту он через спорт стал более успешным человеком, стал более уверенным в себе. Доказал себе и другим, что он может. И я думаю, что это очень важная цель. Я уверена, что мир станет лучше, если это удастся сделать".

Сама Дарья недавно поставила себе на ближайшие годы задачу: довести до паралимпийских вершин другую спортсменку, Алисе Муйжниеце.

"Я – первый ребенок в Латвии и, кажется, до сих пор единственный ребенок в Латвии, которому пересадили сердце", – представляется она.

Алисе Муйжниеце со своей лошадью
Алисе Муйжниеце со своей лошадью

"Всё началось с опухоли в детстве. Когда мне был один год, у меня обнаружили опухоль. Ее победили с помощью химиотерапии и облучения, но повредили сердце. Это переросло в сердечную недостаточность, но ее удалось преодолеть благодаря пересадке, – рассказывает спортсменка. – У меня также был инсульт, который затронул мою левую руку и левую ногу. Из-за инсульта по бумагам я считаюсь инвалидом".

"Когда у меня случился инсульт, я впала в очень, очень глубокую депрессию. Лошадей мне порекомендовал психолог. Я начала к ним ходить – сперва просто погладить. И это меня вылечило, а потом превратилось в спорт", – рассказывает Алисе. – Лошадь – это в первую очередь друг, подружка, живая душа, и только потом это партнер и член команды. Если мне страшно – ей страшно тоже. Если она боится, то и я боюсь. А если ей плохо, то мне тоже нехорошо".

Алисе и ее тренер Агнесе Розите сейчас интенсивно работают с лошадью: "Это непросто. В верховой езде очень много мелких движений мускулов. Этому надо учиться очень долго, – рассказывает Розите. – В конном спорте "молодыми" всадники считаются до 21 года. Им надо не только научиться мелким движениям, но и уметь контролировать лошадь, работать с ней. Это сложно, особенно с учетом того, что у Алисе не работает одна щиколотка. Целая сторона ее тела, и нога, и рука, хуже работают из-за инсульта, они слабее, и эти мышцы спазмированы. Но всё это можно хорошо компенсировать остальным телом. Параспортсмен может ехать и сидеть, как хочет, главное, чтобы конь все делал правильно".

Муйжниеце говорит, что ее цель на 2025 год – чемпионат Европы. А самая главная цель — Паралимпийские игры в Лос-Анджелесе в 2028 году.

"Конечно, ничто не мешает мне попытаться попасть на обычные Олимпийские игры, но давайте начнем с Паралимпийских", – смеется она.

Дарья говорит, что Латвия – "крошечная страна", в том числе и в огромном мире конного спорта, паралимпийской выездки. Она говорит, что и в европейском, и в американском конном спорте крутятся огромные деньги, а сборные поддерживают не только государства (как в Германии или в Великобритании), но и масса частных спонсоров. В Латвии ничего подобного нет.

"Как смогла Латвия, никому неизвестная, стать сперва чемпионом мира, потом чемпионом, потом серебряным призером Паралимпийских игр в Токио и потом золотым призером Паралимпийских игр в Париже? – одновременно радуется и недоумевает Тихомирова. – Это не просто случайный успех, а планомерный ход вперед-вверх! Что является основой такого достижения?"

"Я пришла к выводу, что такое достижение возможно только в ситуации, когда команда, работающая на спортсмена, будет считать его достижение своим личным, – рассуждает Тихомирова. – Если каждый человек, работающий в команде, будет считать, что его основная цель – получить золото в Париже. Только если врач будет вставать утром с мыслью: "Как чувствует себя эта лошадь?" и думать, что он может сделать, чтобы эта лошадь чувствовала себя еще лучше. Если грум будет просыпаться с такой мыслью, если тренер будет просыпаться с мыслью, как улучшить какие-то технические детали".

"И я думаю, что моя самая большая заслуга в этом прекрасном достижении – это именно способность такую команду найти, собрать ее и продержать ее вот в очень напряженном графике до достижения этого результата", – замечает тренер.

После начала войны в Украине Дарья Тихомирова, отказалась от российского гражданства и получила гражданство Латвии.

"Разумеется, война в Украине поставила точку в этом вопросе, и я сразу подала на гражданство Латвии. И через год я это гражданство получила, – рассказывает она. – И, разумеется, с этого момента моя возможность встречаться с родителями, и с сестрой, и с братом, сильно сократилась. Папу я не видела с этого момента. С бабушкой мы летали встретиться в Турцию".

"Мне не то что больно, мне очень стыдно за свою родину – что Россия становится становится страной, которую можно записать вот просто в самые худшие списки, – говорит Тихомирова о войне, которую развязал Кремль в Украине. – Агрессия, абсолютная безжалостность, абсолютное неуважение к человеческой жизни, к правам людей и так далее".

Она говорит, что когда-то местом силы для нее был Байкал. Но теперь это латвийский лес.

"Я верю в людей, очень верю в людей. И я верю в себя. Я думаю, что это важно. Мне порой говорят, что я слишком самонадеянная или что у меня слишком гордыня развита или что-то такое. Но это не так, – замечает Дарья. – Я просто верю в то, что я могу сделать какие-то вещи, могу победить, несмотря ни на что. Я верю в себя. И мне кажется, это хорошая вера в себя. Это не гордыня. Это уверенность одновременно и в себе, и в людях рядом. И, как говорит моя мама, которая очень мудрая женщина, это какая-то вера во Вселенную. В то, что добро победит зло. Какая-то такая вера у меня есть”.

XS
SM
MD
LG