Ссылки

Новость часа

"Первая запрещенная тема – дела одной семьи. Вторая – что президент сидит на посту более 30 лет". Журналисты в Таджикистане – о цензуре


"Первая запрещенная тема – дела одной семьи. Вторая – то, что президент сидит на посту более 30 лет". Журналисты в Таджикистане – о цензуре
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:37 0:00

"Первая запрещенная тема – дела одной семьи. Вторая – то, что президент сидит на посту более 30 лет". Журналисты в Таджикистане – о цензуре

Третьего мая в мире отмечается Всемирный день свободы печати. Но в Таджикистане этот праздник не отмечают: в Индексе свободы прессы, который составляет организация "Репортеры без границ", страна находится на 152-й позиции, в самом низу рейтинга.

"Я сбросил с себя оковы цензуры самоцензуры", – говорит журналист Далер Имомали. Четыре месяца назад уволился с одной из местных радиостанций. По словам Далера, практически все СМИ в Таджикистане "заражены" страхом сказать лишнее и избегают большинства тем, связанных с политикой. Сегодня журналист ведет собственный канал в соцсетях, у него уже сто тысяч подписчиков. Далер говорит, что увольнение было лучшим его решением: ведь сейчас он, впервые за многие годы, свободен в том, о чем говорит.

Далер перечисляет темы, которые были под запретом на его старой работе:

"Первая запрещенная тема – это дела одной семьи. В том числе компании и фирмы, принадлежащие им. Вторая запрещенная тема – это то, что президент сидит на своем посту более тридцати лет. Третье – все, что касается гражданской войны, с объективной точки зрения", – говорит он.

При этом трудно поверить, что еще два десятилетия назад, в начале двухтысячных, Таджикистан считался одной из самых свободных в области СМИ стран бывшего СССР, говорит глава Ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибоев. Но, по его словам, с каждым годом ситуация менялась к худшему и уже в 2015 году, после запрета деятельности Партии исламского возрождения, власти стали "закручивать гайки" не только в отношении политической оппозиции, но и СМИ.

"Власти стали закручивать гайки и игнорировать именно ценности свободы слова. Стремились максимально контролировать деятельность СМИ и за последние годы, даже деятельность соцсетей", – ​говорит Каршибоев.

В прошлом году в Индексе свободы прессы Таджикистан находился на 162-м месте, то есть в конце списка, по соседству с Северной Кореей и Туркменистаном. В этом году Таджикистан поднялся сразу на десять позиций. Но, говорит Каршибоев, реально у журналистов Таджикистана свободы не прибавилось,

"Рейтинг составляется по определенным категориям. В связи с тем, что за последние годы не было ни судебных процессов, ни избиения журналистов, ни других инцидентов в сфере СМИ, "Репортеры без границ" оценили степень свободы намного выше, чем на самом деле есть", – ​замечает Каршибоев.


Таджикистанцы традиционно верят своим СМИ, что государственным, что независимым. Как ни парадоксально, несмотря на полное отсутствие критических материалов в адрес властей и громких разоблачений, наибольшим доверием пользуются именно госСМИ. Многие таджикистанцы искренне считают, что они "опираются на факты" в отличие от блогеров.

XS
SM
MD
LG