Казахстан продолжает оставаться страной, куда уже больше года уезжают россияне, которые не желают воевать в Украине и кому угрожают преследованием за их антивоенную позицию. Но если для большинства россиян, бегущих от мобилизации, Казахстан чаще всего служит перевалочным пунктом, историк Иван Соколовский осел в республике основательно.
Иван – коренной москвич, выпускник Института стран Азии и Африки. История Казахстана – его специализация, а казахский – один из рабочих языков: Соколовский выучил его студентом. Еще в университете Иван начал исследовать тему депортации в Казахстан поляков, по которой в итоге защищал диплом. Его работу экзаменационная комиссия посчитала русофобской.
Когда Путин объявил о вторжении в Украину, Иван вышел на пикет против войны к зданию российского МИДа. За это его задержали, а затем оштрафовали; к Соколовскому также несколько раз приходили полицейские в квартиру, в которой он был прописан.
"Я против этой колониальной войны. Я против колониальной политики Кремля. Потому что из-за этой ублюдочной политики страдают все, – подчеркивает Иван. – Страдают люди на территории РФ, страдают все люди, которых угнетает Российская Федерация и капиталисты в Российской Федерации".
Когда осенью 2022 года в России была объявлена мобилизация, Иван понял, что оставаться на родине ему больше нельзя, и уехал в Алматы. Сейчас он работает графическим дизайнером в казахскоязычном медиаресурсе и оформил разрешение на временное пребывание в стране. Также он готовит диссертацию и готовится поступать в Казахский национальный университет.
Он подчеркивает, что его как историка веселят нарративы о притязаниях на Северный Казахстан, которые сейчас транслирует российская пропаганда, но ему также очень печально наблюдать за тем, как власти нынешней России подменяют понятия ради продвижения своих колониальных идей. Имперское мышление некоторых своих соотечественников Соколовский ненавидит.
Российский телепропагандист Тигран Кеосаян обвинил Казахстан в неблагодарности из-за отмены празднования 9 Мая:
"На севере Казахстана был пасторальный номадизм. Никто не просил приходить и ничего строить, – объясняет Соколовский. – Большая часть городов на севере Казахстана, которые были построены именно в том формате, в котором они существуют сейчас, – это по большей части колониальный проект для контролирования территории. Это не какое-то благородное действо Романовых, или Советов, или еще кого-то. Это исключительно колониальный проект".
По данным комитета по миграции министерства труда и социальной защиты, сейчас ежедневно в Казахстан въезжают порядка семи тысяч россиян, но почти столько же ежедневно уезжает. После двух масштабных волн эмиграции (одна началась сразу после вторжения России в Украину, а вторая после начала мобилизации) ситуация на казахстанско-российской границе стабилизировалась. Власти Казахстана говорят, что больше не ожидают массового наплыва граждан соседней страны из-за изменений в законодательстве, которые регулируют правила их пребывания, в частности отмены "визарана".
Вместе с тем тысячи россиян все же решили остаться в Казахстане, как минимум 900 из них претендуют на гражданство. Иван Соколовский менять свой паспорт на казахский не торопится: он не исключает, что вернется в Россию, но только после смены режима.