Город Славянск Донецкой области остается одной из самых горячих точек на карте Донбасса. Согласно сводкам украинского Генштаба, российские военные готовятся к штурму города. В местных пророссийских телеграм-чатах начали поговаривать: штурм может начаться уже в ближайшие дни. Его могут приурочить к 12 июня – Дню независимости России.
В Славянске, где до войны жили больше ста тысяч человек, сейчас остались двадцать четыре тысячи. Воды и газа в городе нет, случаются перебои с электричеством. С 2015 года Славянском руководит Вадим Лях. До этого с 2002 года политик был депутатом горсовета от пророссийской "Партии регионов", в мэры выдвигался от "Оппозиционного блока", деятельность которого 19 марта приостановил на время военного положения Совет нацбезопасности и обороны.
Когда в 2014 году Славянск заняли пророссийские сепаратисты, Вадим Лях попал на скандальное фото, на котором он пожимает руку одному из лидеров сепаратистского движения. Потом оправдывался: это был вынужденный ход, чтобы раздать людям гуманитарку. В 2015-м на выборах мэра запомнился билбордом со слоганом "Любить Славянск как Неля!" Неля Штепа руководила городом до Ляха. Сейчас ее судят за сотрудничество с пророссийскими боевиками.
Мэр прифронтового Славянска Вадим Лях дал интервью Настоящему Времени, не отрываясь от работы. У политика то и дело звонил телефон. Приходилось переезжать с места на место.
— Тут же нужно понять, что для всей Украины Неля Штепа была сепаратисткой, а для многих жителей Славянска она была хозяйственником.
— Это то что называется "пипл хавает"?
— Да!
—Что важнее: собственные убеждения или "пипл хавает"?
— Тут долгая история. Мы опять возвращаемся к выборам, технологиям.
— Если люди захотят "русского мира", это будет влиять на ваши месседжи?
— Они есть, конечно. Но мне фантастично представить, что большинство жителей Славянска захотят "русский мир". Это создание Новороссии было сформулировано в России. Понятно, что приграничные регионы, где много русскоговорящего населения, стали приоритетом в этом проекте. Пропагандистском. Но сейчас понятно, что своими действиями они его сами разбомбили. Ни о каком "русском мире" после Мариуполя и Харькова речи быть не может. У людей открылись глаза.
Несколько месяцев назад на телефон Вадима Ляха пришла СМС. Предлагали сотрудничать с Россией. Говорит, что отказался. А вот мэр соседнего, уже захваченного города Святогорска – нет, так считают украинские правоохранители. За измену открыли уголовное дело. Убеждения коллеги Вадим Лях хорошо знал: "Я не заметил, что они были антиукраинскими. В личном и публичном пространстве он не высказывал таких посылов. Я думаю, следствие разберется, это плен или переход на сторону врага".
Сейчас в Славянске созданы сразу несколько телеграм-каналов, где публикуют личные данные проукраински настроенных жителей. Для будущей расправы после оккупации города. Кто ведет эти чаты – неизвестно. Явных коллаборантов задерживает полиция, они есть, говорит мэр. Но согласно украинским законам, просто высказывание в сети – не аргумент для задержания.
— У вас есть план Б на самый худший сценарий?
– Когда такой вопрос звучит, всегда подразумевается: будете вы в городе или не будете. Я всегда говорю, что я буду находиться в городе до тех пор, пока здесь будет Украина. Враг не оставляет попытки захвата. Сейчас более ожесточенные бои, огромные силы брошены, чтобы достичь этой цели.
— Знаете, есть такая игра в ассоциации? Я называю слово, а вы – первую пришедшую в голову ассоциацию. Будущее?
— Светлое.
— Оккупант?
— Враг.
— Деньги?
— Никакой ассоциации. В данный момент они очень мало значат.
— "Русский мир"?
— Враг.
— Донбасс?
— Позитив.
— Донецк?
— Нет у меня таких ассоциаций по Донецку. Видимо, потому что восемь лет прошло, и эти ассоциации ушли.
— Крым?
— Украина.
— Украинизация?
— Вообще не понимаю, что это такое.
— Москва?
— Корабль.
— Путин?
— Враг.