Судьба брекзита по-прежнему в подвешенном состоянии, хотя до его предполагаемой даты – 29 марта – остается всего неделя. Евросоюз на саммите в Брюсселе согласился дать отсрочку Британии для выхода из ЕС до 22 мая. Но только при условии, что парламент все-таки примет решение о выходе на следующей неделе.
"Отсрочка дальше этой даты невозможна", – говорится в проекте, который одобрили лидеры 27 стран ЕС. Окончательно документ будет подписан 22 марта.
Накануне саммита премьер-министр Великобритании Тереза Мэй попросила Евросоюз о более продолжительной отсрочке – до 30 июня. А также сделала заявление, которое в четверг, 21 марта, цитировали все британские газеты: раскритиковала парламент, который попросил отсрочки брекзита, и противопоставила его народу.
Почему это высказывание усугубило и без того непростую ситуацию, Настоящему Времени рассказал писатель и бывший главный редактор русской службы BBC Андрей Остальский.
— В воздухе запахло отменой брекзита? Или я ошибаюсь?
— Я не вижу, к своему лично большому сожалению и сожалению миллионов людей, что пахнет отменой брекзита. Наоборот: наиболее вероятным исходом является брекзит самый настоящий и жесткий.
Вчерашние события в британском парламенте – это что-то абсолютно чудовищное и беспрецедентное. Премьер-министр Тереза Мэй, как ее критики теперь почти в один голос говорят, вдруг стала изображать из себя Дональда Трампа. В каком отношении? Она сказала [парламенту]: вы во всем виноваты! Я на стороне народа, а парламент – он вообще ведет себя безобразно. Были [произнесены] очень жесткие слова. Она отделила себя полностью от всей остальной политической элиты и встала в позу ее обличителя "на стороне народа".
— А если окажется, что она не выражает на самом деле мнение большинства народа? Ведь три года прошло. Есть способ у британского народа сказать Терезе Мэй, что она не права? В ближайшее время, до окончательного решения. Или нет?
— Наверное, нет. Сегодня число подписавших петицию людей, которые требуют приостановки брекзита, превысило 1 миллион 250 тысяч [человек]. Ну и что? И ничего. Уже сказали представители Мэй, что это для нее ничего не значит. Будет огромная, колоссальная антибрекзитовская демонстрация в субботу в центре Лондона – и опять это ничего не поменяет.
Потому что все общество расколото. Не меньшее количество народа выступает за брекзит. Мало того: многие готовы согласиться именно на "жесткий" брекзит. Именно этого добивается крайне правый фланг консервативной партии Великобритании. А теперь, когда Тереза Мэй обидела даже нейтрально настроенных депутатов, шансы на то, что ее предложение, ее проект соглашения с Евросоюзом пройдет – эти шансы еще уменьшились, я думаю.
КОММЕНТАРИИ