После атаки на Севастополь в минувшую субботу, 29 октября (военные эксперты полагают, что Украина могла нанести удар по российскому фрегату, официальных подтверждений этому нет) Россия отказалась выполнять условия сделки по вывозу украинского зерна. В Минобороны РФ заявили, что движение судов по коридору считают недопустимым, а гарантий безопасности дать не могут. После этого более 200 судов, по данным Министерства инфраструктуры Украины, оказались заблокированы в Черном море. Утром 31 октября "зерновой коридор" удалось согласовать Турции, Украине и ООН.
Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы "Института черноморских стратегических исследований", в эфире Настоящего Времени объяснил, что означают заявления России о выходе из "зерновой сделки" – и могут ли они в реальности повлиять на ситуацию в Черном море.
— Ранее в эфире я рассказывал о том, что эксперты американского института сходятся во мнении, что Украина могла нанести удар по российскому фрегату. Что вы думаете по этому поводу?
— При чем тут зерно? Это кремлевский нарратив, который вы сейчас транслируете, пардон.
— Нет-нет, ни в коем случае не кремлевский нарратив: я ссылаюсь на экспертов американского Института изучения войны.
— Ну, они повторяют кремлевский нарратив. Нет абсолютно никакой связи между атакой 29 октября на военно-морскую базу России в оккупированном Севастополе и "зерновым коридором". Почему – объясняю. За время действия "зернового коридора", с 1 августа по сегодняшний день, в течение 13 дней из этих 60 корабли Черноморского флота Российской Федерации из той самой акватории Черного моря, где проходит "зерновой коридор", наносили удары ракетами "Калибр" по территории многих регионов Украины. В течение шести дней удары непосредственно наносились по Одесской области и по Очакову, который расположен в нескольких десятках километров. И никто тогда: ни Турция, ни Украина – не увязывал эти вещи. То есть у нас такая парадоксальная ситуация, когда война и "зерновой коридор" существуют параллельно.
Поэтому тут всякие привязки, на которые [сейчас] реагируют различные наши коллеги, журналисты, аналитики за рубежом, – это воспроизведение выгодных Кремлю связок и закрепление их в общественном сознании. Это неправда.
Еще 18 сентября российская делегация в Стамбульском координационном центре получила указание тормозить, затягивать время, включать бюрократические процедуры. В результате они создали четыре очереди в четырех районах: один возле Босфора в Черном море и три очереди по скоплению судов – по нескольку десятков, по 50, по 70 – в Мраморном море. Почему? Да потому что работало всего три инспекционных группы. И Россия не давала, не согласовывала увеличение. А когда Россия вчера сама себя приостановила, то СКЦ решило без нее увеличить сразу на 10 количество инспекционных групп.
Эта очередь, которую они создали (надо было занять очередь, чтобы перейти в очередь второго района, из нее – в очередь третьего района, и только в четвертом районе была уже очередь на ожидание инспектора), там был расчет, и если внимательно покопаться в российской аналитике, что мировые цены на зерно вырастут. Есть записочка, она называется очень интересно – "Про выход России из зернового соглашения". Они посчитали, что если Россия даже выйдет на момент оставшихся двадцати дней, то мировые цены на зерно вырастут на 5-7%. Наибольший урон понесет Великобритания, а за ней Франция, Испания, Германия, Италия. Это вызовет повышение индекса социальной напряженности, население выйдет на улицы и начнет давить на свое руководство, чтобы они любили Россию и поддерживали специальную военную операцию.
— А на что вы ссылаетесь? Вы говорите "записочка". Что это такое?
— Я не могу раскрывать источники, потому что это результаты нашей работы в интернете, так скажем, не очень обычной. Но это записка близкого к Кремлю аналитического центра, видимо, сделанная по их большой просьбе, [написанная] профессиональным языком. Там поработали экономисты и социологи.
— Сегодня в интернете один из самых популярных, наверное, комментариев, который мне часто попадался: а почему "зерновой коридор" заработал без России? А что, разве было можно так до этого? Зачем тогда Россию включали в этот "зерновой коридор"?
— Вы абсолютно правильные вопросы задаете и цитируете. Безусловно, все это на сто процентов зависело не от ООН, это зависело, на мой взгляд, от позиции одного человека – и зовут его президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Для него это личный проект, успешный проект. У него скоро выборы. Важная деталь, о которой мало кто знает: мы посчитали, и примерно около 40% судов, которые участвуют в транспортировке украинского зерна, принадлежат компаниям, зарегистрированным в Турции. То есть это их турецкий бизнес, хороший бизнес. Он дал заработать очень многим, нескольким десяткам своих морских компаний. А Турция – это большая морская страна, турки – хорошие моряки и гражданские, и военные.
Сегодня была очень интересная перепалка в эфире, когда в 7 часов утра корабли с зерном начали выходить из одесских портов – те самые 12, которым вчера СКЦ без России дал добро на транзит этим маршрутом. Россия самопально радиограммами ко всем капитанам этих кораблей сегодня в 7:43 обратилась с таким, знаете, не предупреждением, а требованием. Я цитирую: "Внимание! Мастер судна такого-то (капитана мастером называют), коридор закрыт для транзита Российской Федерацией, ваше прохождение опасно! Немедленно выйти из коридора! Возвращение к северному району до дальнейшего уведомления".
Через полчаса координационный центр в Стамбуле дал радиограмму капитанам, которые начали маневрировать непонятно куда: "Уважаемый капитан, предыдущее сообщение не было разрешено СКЦ. СКЦ одобрил ваш транзит, власти Российской Федерации осведомлены о запланированном вами плавании коридором. Российская Федерация взяла на себя обязательства не осуществлять нападение на суда. Руководствуйтесь только нашей информацией, а все остальное – от лукавого".
После этого через полчаса на другой волне и с другого адреса (в котором присутствовало слово "Яндекс") было воспроизведено первое сообщение в этих угрожающих тонах: "Коридор закрыт! Немедленно выйти и возвращаться в северный район". И уже было подписано СКЦ-РФ – которого не существует, существует Совместный координационный центр ООН в Стамбуле. Поэтому никто его там не послушался.
В целом я вам скажу свои ощущения. Сегодня представитель Российской Федерации [в ООН Василий] Небензя опять рассказывал, что с торговых судов британские дроны атаковали зерновой коридор: "Мы не позволим, мы не можем согласиться"... Знаете, после боевых комаров Россию перестали бояться. Ее перестали бояться буквально не очень давно. Над ней начали смеяться даже на таком высочайшем уровне, как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.
И поэтому Эрдоган сказал совершенно четко сегодня утром, как раз когда шла эта перепалка в эфире, после чего все построились в караван и спокойно пошли. Он сказал: "Турция будет продолжать этот проект независимо от того, что Россия временно приостановила". Я близко к тексту передаю: Турция будет выполнять свою миссию благодаря совместному механизму, который мы обеспечили в Стамбуле, мы обеспечили относительное уменьшение продовольственного кризиса, предложив три миллиона тонн украинской пшеницы на службу всему миру.