По оценкам разных изданий, 20 апреля в центре Владикавказа собрались от полутора до двух с половиной тысяч человек. Митинг не был разрешен властями. Протестующие выступали против самоизоляции и требовали отставки главы региона Вячеслава Битарова. Задержали несколько десятков человек, полиция била митингующих дубинками.
Что происходит в Северной Осетии и почему люди вышли на улицу, в эфире Настоящего Времени рассказал блогер из Владикавказа Алик Пухаев:
— Может быть, из-за не совсем правильного информирования населения со стороны власти и из-за непоследовательности действий, наверное, больше федеральной власти, чем региональной, сформировалась группа людей, которые или не верят в существование коронавируса, или считают его угрозу преувеличенной. А действия властей интерпретируют как некую попытку "закрутить гайки". Вокруг них уже собралась та группа людей, которые недовольны именно экономическими последствиями самоизоляции.
В Осетии у людей довольно низкий уровень финансовой прочности, это не самый богатый регион, скажем, скорее, ближе к самым бедным. Это стало причиной протеста. Люди вышли, они сейчас требуют отменить режим самоизоляции или же ввести режим чрезвычайного положения и взять государству за это на себя ответственность. То есть выплачивать им что-то, как-то поддерживать.
— А сейчас не выплачивается вообще ничего?
— Надо понимать, что в Осетии довольно большая доля "серого" рынка, теневой экономики. То есть огромное количество людей работали, получали зарплату в конвертах. Естественно, когда эти малые предприятия разоряются, этим людям тоже неоткуда брать деньги, неоткуда получать ближайшие месяц-два. Какая-то инициативная группа зашла в дом правительства, они там провели переговоры, вроде какая-то инициативная группа сформирована, которая должна начать какую-то работу. Какую конкретно работу – непонятно, но, по крайней мере, пообещали тех, кого сегодня задержали, выпустить.
— Известно, сколько человек сегодня задержали?
— Мне неизвестна точная цифра, даже примерно. Но основанное требование людей было – освободить Вадима Чельдиева.
— Это оперный певец, местный активист, один из идеологов [протеста]. По вашему мнению, чего можно ждать дальше, продолжатся ли протесты?
— Сложно сказать. На самом деле я не ожидал, что будет такой масштабный протест. Конечно, многое сыграло, что был арестован Вадим Чельдиев за распространение фейков. Поскольку он говорил о том, что коронавирус не опасен, а у нас про это новая статья в законодательстве. Он был арестован, и, как я понимаю, это вызывало недовольство людей. Если честно, я сам оказался неправ, я думал, что выйдет человек 500 сегодня на площадь, но вышло гораздо больше.
— Это сколько примерно? Я читала, что около 2000.
— У меня такие же оценки – 2000–2500 человек. Опять же, люди вышли, как я понимаю, из-за экономической ситуации в регионе. Есть люди, которые не верят в коронавирус, но именно база этого протеста – экономическая ситуация.