Ссылки

Новость часа

В России запретят гуглить "экстремистское". Кому грозят штрафы и окажутся ли вне закона VPN-сервисы?


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В России вводятся штрафы за поиск в интернете "экстремистских материалов". Такой законопроект во втором чтении приняла Госдума. Поправки поддержала фракция "Единая Россия", остальные голосовали против или воздержались.

За что предлагают штрафовать

Авторы поправок предлагают наказывать за просмотр контента, который власти считают экстремистским. Таковыми сейчас признаны порядка шести тысяч статей, фильмов, книг. Наказывать планируют штрафом от трех до пяти тысяч рублей (по действующему курсу – от $38 до $64). Отдельно в законопроекте упомянуто, что преследованию подлежат те, кто искал такой контент "с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен" – речь идет об использовании VPN.

Поправки внесли за два дня до рассмотрения. Причем, как отмечают юристы "Сетевых свобод", их добавили к "проходному" законопроекту. Изначально с его помощью хотели лишь упорядочить работу экспедиторов. Такое происходит не впервые, говорят юристы:

"Хитрая" тактика тайного использования ранее внесенных и лежащих без движения законопроектов многократно использовалась для продвижения репрессивных инициатив. Она позволяет ускорить процесс принятия, выйдя сразу на второе и третье чтение буквально за один день. Также это позволяет избежать общественного резонанса".

В поправках сказано, что наказывать хотят за намеренный поиск и просмотр контента из списка экстремистских материалов Минюста. Это различные книги, аудио- и видеозаписи, сайты и стихи. Например, "Майн Кампф" Адольфа Гитлера и книги Йозефа Геббельса. Но в этом же списке, к примеру, и текст песни Оксимирона "Последний звонок".

Штрафовать предлагают и за материалы с призывами к осуществлению или оправданию экстремистской деятельности. Единого списка таких сайтов или материалов нет, отмечают правозащитники "ОВД-инфо". При этом "экстремистскими" в России признаны, например, и созданный политиком Алексеем Навальным "Фонд борьбы с коррупцией", и несуществующее "международное движение ЛГБТ", и некоторые социальные сети – в частности, Facebook и Instagram.

Что касается VPN-сервисов, то сейчас в России не запрещено их использование. Правда, с весны 2024 года нельзя публиковать информацию о способах обхода заблокированных в РФ ресурсов, в том числе с помощью VPN. Новые поправки добавляют штрафы за рекламу таких сервисов: до 80 тысяч рублей для физических лиц (около $1000) и до 500 тысяч рублей для юридических лиц (около $6400). Также штрафовать граждан России хотят за то, что они при просмотре "экстремистских" материалов используют VPN.

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин заявил, что россияне хоть и могут свободно использовать VPN, однако если "кто-то захочет совершить преступление, это будет считаться отягчающим обстоятельством".

Депутаты Госдумы предлагают штрафовать за поиск экстремистского контента. Против даже прокремлевские блогеры
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:19 0:00

Прокремлевские критики и комментарий Пескова

Поправки вызвали бурную дискуссию даже среди людей, которые поддерживают большинство решений Кремля. Например, с критикой запрета выступили пропагандистка Маргарита Симоньян и глава "Лиги безопасного интернета" Екатерина Мизулина.

Мизулина пожаловалась, что ее организация, если Госдума одобрит закон, не сможет передавать МВД данные о признанных в России экстремистскими сообществах. Это, по ее словам, примерно треть работы "Лиги".

"Запретят нам мониторить экстремизм – ну и слава Богу. Это даст возможность и время заниматься нашим любимым направлением – уроками безопасного интернета. Только вот дело отнюдь не в нас. Новый закон многим россиянам может создать проблемы, которые они не ожидали. Я вижу риски. Я не боюсь об этом говорить прямо. Нравится это кому-то или нет", – написала Мизулина в телеграме.

Редактор государственного телеканала "RT" Маргарита Симоньян пожаловалась, что ее коллеги не смогут расследовать деятельность экстремистских сообществ в России.

В свою очередь, с открытой поддержкой законопроекта выступила фигуристка Камила Валиева, которая активно поддерживает политику Кремля в своих соцсетях. Она сравнила закон с правилами дорожного движения и заявила, что закон принимают "для безопасности" россиян.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что не знаком с законопроектом, но просит депутатов Госдумы объяснить инициативу: "Судя по вчерашнему и сегодняшнему дню, тема эта моментально стала весьма резонансной. По всей видимости, нужны просто объяснения этой инициативы. Более подробные объяснения, с тем, чтобы ответить на вопросы людей".

При этом телеграм-канал Faridaily политических журналистов Фариды Рустамовой и Максима Товкайло отмечает, что поправки "спустили" непосредственно из администрации президента и надеялись принять без широкого внимания общественности. Об этом Faridaily сообщил высокопоставленный источник, знакомый с подготовкой документа. Он рассказал журналистам, что этот законопроект – "пугалка, направленная на пользователей неподконтрольных властям VPN и владельцев этих сервисов". "Судя по всему, напугать всех планировалось постфактум – когда закон уже будет принят и фарш нельзя будет провернуть назад. Одна из причин, почему чиновникам и депутатам так нравится вносить поправки через второе чтение – это помогает снизить общественный резонанс", – пишет Faridaily.

"Законодатели впервые пытаются криминализировать не создание, а потребление контента"

"Я несколько раз прочитал закон и понял, что штрафовать можно вообще за что угодно. Вот даже депутаты, которых вы показывали [в сюжете], даже они не понимают, как это будет действовать. Они делают упор – должен быть "заведомый поиск". Но как рядовой мент может отличить, заведомый это был поиск или случайный какой-то. Как они будут отличать это?" – комментирует принятые депутатами поправки директор некоммерческой организации "Общество защиты интернета" Михаил Климарёв.

Он обращает внимание на существенное отличие нового запрета – он касается уже не тех, кто создает или даже распространяет контент, а тех, кто его просто находит в сети или читает.

"На самом деле, вся эта ситуация не смешная. На самом деле, ситуация страшная. Потому что законодатели, по-моему, впервые вообще пытаются криминализировать не просто создание какого-то контента, а потребление контента. Мне вспоминается сразу Советский Союз. Я, правда, там маленький ещё был, но я помню прекрасно, как передавали вот эти все тетрадки рукописные, [самиздат], за которые можно было – просто за то, что у вас эта тетрадка есть, – получить срок. Очевидно, вот кто хотел возвращения в Советский Союз, получает его".

Климарев напомнил, что нынешняя ситуация с запретами распространения информации о VPN уже делает, например, невозможной публикацию учебников для вузов о том, как такие системы работают: "Я с трудом себе представляю, как можно сейчас будет преподавать сетевые технологии в вузах, потому что в большинстве своем современный интернет очень сильно зависит от VPN-ов. Вы пользуетесь ими, даже когда думаете, что не пользуетесь. Например, когда вы звоните по обычному телефону, чаще всего этот телефонный звонок потом преобразуется в цифру и потом передается по интернету, и это делается с помощью VPN-ов – виртуальных частных сетей".

Технические специалисты и юристы сходятся в том, что поправки, помимо фактической криминализации поиска в интернете, создают неопределенность в том, как эти правонарушения будут выявляться. Неясно, будут ли, например, полицейские останавливать людей прямо на улицах для проверки смартфонов (подобные проверки практикуются, например, в Беларуси), либо станут следить за пользователями через операторов связи.

"Для выявления такого нарушения можно использовать историю поисков в аккаунте Google либо на изъятом устройстве проверить историю браузера и результаты автозаполнения. Также помогут выявлять читателей "запрещенки" операторы связи: если трафик пользователей не защищен специальными средствами, операторы прекрасно видят, и какие приложения пользователь запускает, и на какие сайты заходит", – рассказал Forbes.ru cпециалист по цифровой безопасности, юрист Станислав Селезнев.

XS
SM
MD
LG