После начала частичной мобилизации в России в адрес Радио Озоди стали поступать сообщения об исчезновении работающих в стране таджикских трудовых мигрантов. По словам родных и близких, без вести пропавшим было от 20 до 30 лет, пишет Радио Озоди.
Родственники не исключают, что их принудительно отправили на войну в Украину. В посольстве Таджикистана в РФ сообщили, что родственники некоторых пропавших мигрантов обратились к ним за помощью в их поиске. Российские власти пока не подтвердили и не опровергли сообщения об исчезновении граждан Таджикистана на своей территории.
"Участковый сказал, что Акрамджон не пересек российскую границу"
Сообщения об исчезновении мигрантов из Таджикистане появились вскоре после того, как в Москве пропал таджикский мигрант Эхсон Аминзода. Это произошло вечером 10 октября. Близкие мигранта предполагают, что его, возможно, вынудили пойти служить в Вооруженные силы России для участия в боевых действиях в Украине.
Российские СМИ сообщили, что 15 октября этого года Эхсон Аминзода вместе со своим сообщником после спора на религиозной почве, совершили нападение на своих сослуживцев, убив 11 человек и ранив 15. Российские власти подробности инцидента скрывают, и что произошло на самом деле в Белгороде, неизвестно.
24-летний Акрамджон Шоисматов из района Рудаки также "исчез" 10 октября. Его тетя Сайёра Азизова сообщила Радио Озоди, что Акрамджон последние три года работал на овощном складе и пропал после того, как отпросился на пару часов для ремонта мобильного телефона.
"Акрамджон всегда сообщал о своем местонахождении, планов поехать куда-нибудь у него не было. После его исчезновения мы обратились в милицию. Местный участковый сказал, что Акрамджон не пересек российскую границу. На днях мы сделали запрос в местный военный комиссариат. Думаю, что в тот день Акрамджон был доставлен в военкомат, информацию о его местонахождении можно получить только там", – говорит Сайёра Азизова.
20-летний Саддам Садиров из Душанбе пропал 5 октября в Москве и c тех пор не вышел на связь с близкими. По словам родных, в тот день Саддам сказал, что поедет на встречу с друзьями.
"Две недели назад мы обратились в ГУ МВД по городу Москве, ответа до сих пор нет", – говорит Хусумбону Назарова, мать пропавшего мигранта.
Саддам Садиров и его брат год назад выехали на заработки в Россию и работали в одной из дорожно-строительных компаний Московской области.
Российские власти пока не подтвердили и не опровергли сообщения об исчезновении граждан Таджикистана на своей территории.
В посольстве Таджикистана в РФ сообщили Радио Озоди, что родные некоторых мигрантов обратились к ним за помощью в их поиске.
"В полиции обязаны принять заявление вне зависимости от срока, в течение которого с человеком нет связи. Родственники пропавших мигрантов не исключают, что их отправили на войну в Украину. Однако к нам никто по поводу принудительной отправки наших соотечественников в Украину не обращался", – заявили в диппредставительстве Таджикистана в Москве.
"Случаи пропажи мигрантов участились"
Правозащитник Каримджон Ёров специализируется на защите прав мигрантов из Центральной Азии в России. По его словам, он вместе с коллегами расследует факты пропажи граждан Таджикистана. "Некоторые из мигрантов добровольно или какими-то путями оказались в рядах воюющих в Украине российских подразделений. Другую группу мигрантов российские строительные компании отправили на восстановление оккупированных территорий, в том числе города Мариуполя", – говорит он.
Однако, по словам правозащитника, исчезновение некоторых мигрантов никак не связано с войной в Украине.
"В Россию на заработки приезжает много таджикистанцев и ежемесячно к нам поступают сообщения об исчезновении двух-трех наших соотечественников. Правда, последние месяцы случаи пропажи мигрантов участились. Некоторые из них спустя полмесяца сообщили, что находятся в Мариуполе. Мы выяснили также, что 2-3 из пропавших находятся в российской армии", – добавил Каримджон Ёров.
Некоторые из граждан, которые ранее сообщали об исчезновении своих близких, говорят, что нашли их, однако подробности они не раскрывают. Бурхони Саттор, житель Пенджикента, 10 октября писал в соцсетях о пропаже своего 23-летнего сына Бахром Бурхонзода. 25 октября он сообщил, что четыре дня назад сын наконец-то позвонил ему.
"Оказалось, что он потерял свой мобильный телефон. Нам он позвонил с мобильного телефона своего друга и сказал, что находится в Москве", – добавил Бурхони Саттор. Однако он отказал нам в просьбе дать номер телефона друга сына, ссылаясь на разбитый экран своего мобильного телефона.
По словам правозащитника Каримджона Ёрова, после того, как посольство Таджикистана в России предупредило соотечественников об уголовной ответственности за участие в боевых действиях на территории иностранных государств, мигранты стали более скрытными.
"Власти России не хотят, чтобы мигранты пользовались мобильными телефонами во время нахождения на украинской территории. К тому же те мигранты, которые добровольно поехали в войну в Украину и у которых нет российского гражданства, не заинтересованы в том, чтобы об этом узнали другие. А люди, которых принудительно мобилизовали в российскую армию для войны в Украине, стараются во что бы то ни стало сообщить об этом своим родным и близким", – добавил правозащитник.
Были случаи, что пропавших в России мигрантов находили в Таджикистане. 12 октября на таджикско-афганской границе был задержан пропавший в России 20-летний уроженец Матчинского района Мухаммад Дилшодбойзода. МВД Таджикистана сообщило, что его задержали на территории Дарвазского района ГБАО при попытке перехода в Афганистан.
Сотни тысяч таджикских граждан ежегодно выезжают преимущественно в Россию в поисках работы. По данным российской стороны, в настоящее время число таджикских трудовых мигрантов превышает один миллион. Власти Таджикистана предоставляют другую статистику по выехавшим на заработки гражданам. Министерство труда, миграции и занятости населения Таджикистана весной этого года обнародовало количество таджикских мигрантов за рубежом – 387 тысяч человек. В прошлом году власти оценили число трудовых мигрантов в РФ менее чем в полмиллиона человек.