Мигранты из Центральной Азии обеспокоены идеей российских властей ввести крупные штрафы для водителей электросамокатов. В Госдуме в первом чтении уже принят соответствующий закон. С помощью нововведений планируется снизить количество ДТП. Однако работники службы доставки, которые активно используют этот вид транспорта, считают, что такие ограничения приведут к новым случаям коррупции и давлению со стороны полиции.
В России в службах доставки заняты тысячи мигрантов из Центральной Азии. Такая работа считается довольно легкой и прибыльной.
"На стройке трудно работать. Некоторые люди идут в курьеры, чтобы не потерять здоровье, – рассказывает мигрант из Таджикистана Мурад. – Здесь ты получаешь деньги каждый день. А бывает много случаев, когда вы месяцами работаете на стройке, вас обманывают и не выплачивают зарплату".
С недавних пор сотрудники служб доставки опасаются новых трудностей. Причина их беспокойства – законопроект "Об электросамокатах": если документ примут во всех чтениях, работа курьером может стать не такой привлекательной для мигрантов. Размер штрафов по новому закону будет варьироваться от 500 до 30 тысяч рублей.
Адилет приехал в Москву из Кыргызстана, работает курьером уже четыре года. Электромопед купил, чтобы не тратиться на дорогу, экономить время и деньги. По словам мужчины, на московских улицах дежурит много полицейских: видя их, Адилет сразу съезжает с проезжей части на тротуар.
"Правила для электросамокатов и велосипедов сейчас неясны, – объясняет он свою тактику. – Если вы идете по тротуару, прохожие говорят: "Почему вы не едете по дороге?" Если вы едете по дороге, вас остановит полиция. Если ваши документы в порядке, они спросят: "Где ваш шлем?"
По словам мигранта, он зарабатывает в среднем около пяти тысяч рублей в день, в дождливую погоду – до десяти. Штрафы, считает Адилет, могут съесть значительную часть его заработка.
"Как я понимаю, сейчас поднимают штрафы. Теперь между каждым домом дежурит сотрудник ДПС, они преследуют и задерживают нас. Проверяют документы и налагают штраф в 800 рублей. Если заплатите в течение 15 дней, то заплатите 400", – отмечает он.
"Задерживают каждый день, в день по три-четыре раза", – признается еще один собеседник. Его лицо и имя скрыты в целях безопасности. "У нас есть группа, – продолжает он, – там мы их [полицейских] называем собаки-птицы. Пишем: собаки-птицы, стоит один автобус. Говорим, где, туда не ехать".
Мигранты в России уверены: закон негативно скажется на их работе. И опасаются, что эта инициатива породит коррупцию и будет новым способом давления на приезжих.
"Мы прекратим работу, если ситуация ухудшится, – говорит Мурад. – Мы уедем домой. Я больше не могу работать на стройке. Мое здоровье не позволяет. Я вынужденно уеду в Таджикистан".
Адилет тоже задумывается об отъезде: "Я уеду в ноябре, даст Бог. Я не говорю, что не вернусь. Пока собираюсь попробовать работать в Европе. Я бы хотел поехать на шесть месяцев по контракту. Я очень надеюсь что, смогу туда поехать и поработать".
Эксперты говорят, что Россия теряет привлекательность для трудовых мигрантов. Они связывают это с падением курса рубля, ужесточением миграционного законодательства и усилением проверок со стороны российских силовиков.