В Латвии лишили лицензии Первый Балтийский канал – последний в стране, который вещал на русском языке. 21 октября регулятор отозвал у него лицензию, объяснив, что причина отзыва – нарушения Закона о вещании, в том числе распространение ложной информации о COVID-19.
Первый Балтийский канал создавался для ретрансляции программ российского Первого канала в странах Балтии. В Риге у Первого Балтийского была своя студия и редакция. Местные журналисты снимали передачи о жизни в Латвии, а также в Литве и Эстонии и рассказывали о происходящем на русском.
Алексей Стетюха работал на Первом Балтийском канале до марта 2020 года. Тогда Первый Балтийский канал прекратил производство местных программ: у компании были арестованы счета, редакцию латвийских новостей закрыли. С тех пор телеканал продолжал работать, но уже без местных новостных программ, занимаясь только ретрансляцией передач и новостей Первого канала.
"Первый Балтийский – это моя альма-матер, можно сказать. Я пришел туда в 2008 году, – рассказывает Алексей Стетюха. – Это было мое первое официальное место работы как журналиста".
Но и в таком "урезанном" варианте вещания Первый Балтийский оставался третьим самым популярным каналом в Латвии. Его сотрудники утверждают, что каждый вечер их передачи смотрели от 50 до 200 тысяч зрителей.
"Некоторым людям он был интересен, важен. Не все хотят, не все понимают по-латышски, – объясняет жительница Риги по имени Светлана. – Там разные могут быть причины, но это было важно для определенной части населения".
"Этот русскоязычный канал, по-моему, очень адекватно, правильно и честно отражает события в стране, – защищает Первый Балтийский еще одна рижанка. –Должен быть плюрализм мнений! Хотелось бы, чтобы канал остался, конечно".
"Я смотрю латвийские каналы, а еще телеканалы "Настоящее Время" и "Дождь". А Первый Балтийский канал мне неинтересно смотреть, –говорит житель Риги по имени Виталий. – Думаю, что канал заслужил то, что его закрывают".
Глава Латвийского совета по электронным СМИ объясняет, что отзыв лицензии на вещание Первого Балтийского связан с нарушениями. 51% программ телеканала по закону должен быть создан в странах Европы, а эта пропорция не была соблюдена. Еще одно нарушение – недостоверная информация о COVID-19 в одной из программ: в ней говорилось, что если есть селедку, то коронавирусом не заболеешь.
Лицензия Первого Балтийского аннулирована с 26 октября, но это решение канал еще может оспорить в суде. Алексей Стетюха говорит, что "никакого официального решения на данный момент о закрытии пока что нет", а канал продолжает функционировать.
С закрытием Первого Балтийского в Латвии больше не осталось ни одного местного телеканал на русском языке – при том, что более 20% жителей страны говорят именно на русском. На фоне пандемии и проблем с вакцинацией, в Латвии все больше задумываются о нехватке информации на русском языке для русскоязычного меньшинства. Ведь в Латвии все информационные компании о COVID-19 и вакцинации проводились только на государственном, латышском языке. Это не могло не дать результаты: на днях медики крупнейшей больницы в Латвии поделились наблюдениями: в их отделении интенсивной терапии большинство пациентов – русскоязычные пенсионеры, которые не знают латышского. По данным последнего опроса общественного мнения, среди русскоязычных (по сравнению с латышами) гораздо больше тех, кто считает вакцинацию от COVID-19 опаснее самой болезни.
Первый Балтийский канал за день до появления новости о лишении лицензии предложил за свои средства создать цикл информационных передач о вакцинации для жителей Латвии на русском языке. Но это предложение не было услышано. Вместо работы со СМИ в Национальной службе здравоохранения Латвии призывают молодых русскоязычных жителей лично говорить с родителями, бабушками и дедушками о необходимости прививок.
"От нас требуют эмпатии, от нас, жителей. Эмпатии к другим. Нам хотят сказать: подумайте о больных людях, о людях старшего поколения, о близких. Нам говорят: подумайте о них, сделайте ответственный шаг и вакцинируйтесь. А в ответ никакой эмпатии к тем же русскоязычным нет", – замечает по этому поводу Алексей Дунда, журналист Латвийского общественного телевидения.
В Союзе журналистов России реакция на лишение Первого Балтийского лицензии была предсказуемой. Там заявили, что власти балтийских республик "регулярно препятствуют работе российских СМИ под надуманными предлогами" и "давно забыли об основополагающих принципах свободы печати и свободы распространения информации".