В Кыргызстане правительство объявило одну из крупнейших налоговых амнистий за все годы независимости страны. Чиновники объявили, что простят долги налогоплательщиков, которые накопились до 2022 года, а также все задолженности по транспортному налогу до 2025 года. Сумма списаний составит свыше 8 млрд сомов (почти 100 млн). До этого президент Кыргызстана Жапаров также подписал указ о снижении налоговой нагрузки на население.
Как эти меры аргументировали власти и что по поводу них думают экономисты?
****
Еще осенью 2024 года ни о каких налоговых послаблениях речи не шло: правительство Кыргызстана, наоборот, выступало за введение новых налогов. Но в декабре 2024 года главы кабмина и налоговой службы сменились. И теперь более 200 тысяч субъектов освобождены от налоговых задолженностей.
Власти сообщают, что всего должникам спишут 8,5 млрд сомов. Известно, что 300 млн из них – это задолженности по транспортному налогу, который недавно в Кыргызстане отменили.
Остальная сумма – другие налоги, неуплаченные до 2022 года. Первоначально речь шла о большей сумме, 11 млрд сомов, но затем цифры пересмотрели.
Но в правительстве объясняют решение об амнистии тем, что долги, которые висят более 2-3 лет, считаются безнадежными, и получить их все равно бюджет вряд ли сможет.
"11 млрд сомов – это налоговые долги компаний, которые они не могли заплатить, находились в розыске или обанкротились, – прокомментировал решение глава налоговой службы Алмамбет Шыкмаматов. – Фактически они их не платили, а эти суммы были искусственно включены в статистику. Мы собираемся эти налоги простить. Даже если бы их не простили, они бы не заплатили".
Задолженность по налогам действительно нередко появляется при банкротстве компании или ее закрытии: при этом процесс ликвидации фирмы может быть долгим, а налоги все это время капают.
Экономист Бакыт Сатыбеков также отмечает, что долги компаний могут копиться и из-за неудобной системы уплаты налогов. Эксперты не раз подчеркивали, что законодательство Кыргызстана часто просто скопировано у других стран и не адаптировано под местные реалии.
"На мой личный взгляд, проблема – в той сложной системе налогообложения, которая у нас, в Кыргызстане, сейчас есть, – объясняет Сатыбеков. –То есть по тем же транспортным налогам надо сдавать расчеты, потом идти в банк платить, и так далее. Чем сложнее оплатить налоги – тем больше люди склонны задерживать уплату налогов или уклоняться".
"Вообще я за то, чтобы упрощалось налоговое администрирование. Тогда не будет таких задолженностей и не нужно будет никому ничего прощать", – замечает он.
Экономист Жолдош Асибалиев говорит, что даже при списании долгов власти могут остаться в выигрыше. К примеру, налог на транспорт отменен, но вместо него с автовладельцев будет взиматься один сом с каждого литра бензина. Это честнее, считает эксперт: ведь при новой схеме платят только те, кто ездит, а не все, у кого есть машина, даже если она не на ходу. И выплаты гарантированы.
"Налог на транспорт с самого начала был очень странным налогом. Не было механизма администрирования, как сделать так, чтобы люди начинали платить его, – рассуждает Жолдош Асибалиев. – И его собирали, а куда идут средства – неизвестно. Единственным способом администрирования были рейды, которые продолжались один месяц, и все – кто заплатил, тот заплатил. И поэтому этот налог отменили – именно из-за того, что не могли получить".
Помимо отмены транспортного налога, фермеры в Кыргызстане до 2035 года освобождены от уплаты налога на имущество за использование сельскохозяйственных земель.
Также власти планируют ввести профилактические проверки бизнеса – чтобы не выявлять нарушения, в том числе налоговые, а их предотвращать. Бизнес в целом приветствует такие нововведения. Но один вопрос остается открытым: станет ли прозрачнее так называемая "кустуризация", когда бизнес и политики, подозреваемые в коррупции, выплачивают в казну большие суммы?
"Сколько идет вот этот процесс, который вы называете "кустуризацией"? Никогда не было разумных и четких разъяснений, что человек столько-то заплатил, – говорит Жолдош Асибалиев. – Допустим, бывший премьер Жумалиев, за что он заплатил? У него очень много компаний? Эти компании неправильно работали, налоги не платили, либо неправильная приватизация была?"
Эксперты признают, что нынешняя налоговая амнистия, вероятно, улучшит имидж властей: ведь многие предприниматели рады избавиться от налогового бремени. Кто может быть обижен в данной ситуации (и это тоже понимают в правительстве), так это граждане, которые всегда исправно платили налоги: им никакой выгоды их добросовестность не принесет.