В городе Кемерове в России начался суд над полицейскими дежурной части ОВД по Ленинскому району Михаилом Балашовым и Дмитрием Тарицыным. 14 января 2020 года на территории их района 23-летнюю студентку Веру Пехтелеву несколько часов жестоко избивал ее бывший бойфренд Владислав Канюс. Соседи по дому слышали крики и семь раз звонили по номеру "112" с просьбой о помощи. Но полицейские на вызов так и не приехали. В итоге жители дома сами взломали дверь в квартиру, где избивали Пехтелеву, но девушка к этому моменту уже была мертва.
Правозащитники говорят, что в России количество актов домашнего насилия в 20 раз превышает статистику МВД. А полиция часто не приезжает на семейную "бытовуху".
Кемеровчанин Владислав Канюс тоже находится под арестом. Мужчина зверски избил свою бывшую девушку после того, как Вера решила с ним расстаться. Она приехала к бывшему партнеру за вещами, но из его квартиры уже не вышла
"Он демон. Убил с особой жестокостью мою дочь. Было более 100 травм, — говорит Евгений Пехтелев отец убитой Веры. — На протяжении трех с половиной часов он издевался, глумился, убивал ее".
Согласно показаниям соседей, издевательства над студенткой действительно длились несколько часов: все это время Вера кричала и просила о помощи, но так ее и не дождалась. В итоге ее задушили шнуром от утюга.
"В течение полутора-двух часов от соседей, каких-то посторонних лиц поступали звонки как на номер "112", так и непосредственно в дежурную часть отдела полиции Ленинский. Но реакции никакой не было, даже участковый не явился", — подчеркивает Илья Большаков, адвокат потерпевших.
При этом, по его словам, все люди, которые звонили в полицию, подчеркивали серьезность происходившего.
"Нам бы полицию вызвать. Тут у соседей какая-то бойня. Девушка орет прям истерически", — говорит один из звонивших в ОВД.
"Мы сотрудникам полиции передали. Отправят экипаж для разбирательств", — отвечает на это диспетчер.
"Девушка, вы слышите как она орет за дверью?" — говорит соседка Пехтелевой во время разговора с диспетчером.
"А я что должна сделать-то?" — отвечает на это диспетчер.
"Где милиция? Там ее убьют сегодня!" — требует приезда полицейских еще один звонивший.
"Полиция приедет. Не надо материться!" — отвечает на это человек, который принял звонок.
Не дождавшись полиции, в квартиру приехал брат подсудимого. Уже вместе с соседями они попытались своими силами спасти Пехтелеву, но не смогли.
"Жильцы вызывали полицию. Полиция не приехала. Жильцы сами взламывали дверь. Парень, который живет на первом этаже, ломал дверь ломом", — рассказывает один из соседей.
"Когда уже поняли, что помощь нужна, начали ломать дверь. Не успели. Сломали, а она уже все, на полу лежала, — подтверждает эти слова еще один сосед. — Сосед с этажа подошел, пощупал — она холодная. "Скорая" приехала, полиция приехала. Когда сказали, что все уже, человека нету, сразу набежали, как обычно".
Полицейскими, которые не приехали на вызов, оказались старшие оперативники Михаил Балашов и Дмитрий Тарицын. Они и их адвокаты отказались отвечать, почему не направили наряд на вызов. Сейчас полицейские не арестованы.
"К сожалению, полиция не реагировала. К сожалению, моего ребенка убили, плачет мать убитой студентки Оксана Пехтелева. — Бездействие полнейшее, халатность полнейшая. Бессовестность".
"Они пособники фашиста, они помогли ему убить ее, — обвиняет полицейских отец Веры. — На протяжении полутора часов они не реагировали, вот он ее и убил".
Полицейские вину в смерти Веры не признают и со следствием не сотрудничают. Пока что их обвинили в халатности (часть 1 статьи 293 УК): по этой статье им грозит максимум штраф до 120 тысяч рублей, обязательные или исправительные работы либо до трех месяцев ареста. Однако гособвинение считает, что их дело нужно переквалифицировать на часть 2 той же статьи — о халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. По ней полицейским может грозить уже до пяти лет лишения свободы.
"Квалификация действий полицейских в халатности дана неверно, и есть основания для более тяжелой квалификации и более сурового наказания", — подчеркивает Елена Тушкевич, старший помощник прокурора Кемеровской области.
Правозащитники говорят, что подобные случаи в России нередки.
"Система устроена таким образом, что на вызовы о домашнем насилии об угрозе жизни и здоровью сейчас полиция часто не приезжает вовремя или не приезжает вообще, — подчеркивает правозащитница Алена Попова. — Есть мысль, что насилия нет, а его придумали злобные феминистки. Или что его нет в таких масштабах, в котором его придумали мы, западные агенты, а семья — это вообще что-то непостоянное, где всегда есть куча конфликтов".