Гражданский активист Асет Абишев, который осужден в Казахстане на 4 года колонии за участие в деятельности движения ДВК и внесен в список политических заключенных, порезал себе вены на глазах у охранников, которые пришли к нему с очередным обыском. Таким способом он выразил несогласие с политикой исправительного учреждения, в котором, по его мнению, нарушаются базовые права человека.
Сейчас Абишев находится в тяжелом состоянии и ему необходима экстренная медицинская помощь, которую врачи в колонии ему не оказали. Об этом рассказала правозащитница Бахытжан Торегожина: ей информацию об Абишеве передал информированный источник. По его словам, в санчасти колонии, куда доставили Абишева, активист пожаловался на отсутствие необходимых медикаментов.
"Администрация пошла в барак, где его место: перевернули все его вещи, разбросали по всему, как я поняла, бараку его вещи, – рассказала Бахытжан Торегожина. – Это настолько было унизительно и оскорбительно, что Асет в знак протеста порезал себе вены".
В исправительном учреждении факт инцидента подтвердили, но заявили, что порез руки якобы был "небольшим". По словам правозащитницы, Абишев после случившегося находится в тяжелом депрессивном состоянии, и это тревожит его близких. Встретиться с пострадавшим осужденным руководство колонии не дает. Представители колонии заявили, что угрожающее состояние здоровья сильно преувеличено, а осужденные "обязаны соблюдать установленные порядки отбывания наказания, в том числе выполнять законные требования сотрудников учреждений".
Асета Абишева задержали в июле 2018 года в Алматы. Его обвинили в финансировании преступной организации и участии в запрещенном в стране движении "Демократический выбор Казахстана": само движение в Казахстане запретили за три месяца до этого. Через несколько месяцев после ареста гражданского активиста приговорили к четырем годам лишения свободы. Ряд казахстанских правозащитных организаций признал Абишева политическим заключенным. Но власти республики отрицают наличие диссидентов в стране и отвергают обвинения в преследовании инакомыслящих граждан.
По словам правозащитников, даже находясь в застенках, Асет Абишев продолжает отстаивать права человека, требуя соответствующего отношения к себе и другим заключенным со стороны сотрудников колонии. Вполне логично, говорит Торегожина, что гражданский активист пошел на крайние меры, чтобы привлечь внимание к суровым условиям содержания осужденных.
"Если здесь у нас не ценится жизнь человека, то в колонии жизнь человека – это вообще ничто, – говорит Бахытжан Торегожина. – Если, допустим, человек там погибает, умирает, совершает суицид, к сожалению, никого за это не наказывают должным образом. Формально прикрывают всех виновных. И люди в таком отчаянном положении депрессивном накладывают на себя руки, понимая, что вообще невозможно добиться никакой справедливости".