В Казахстане только за последние сутки еще двое представителей СМИ заявили о попытке чиновников оказать на них давление из-за их профессиональной деятельности.
Напомним, что только вчера телеканал Настоящее Время рассказывал историю журналиста из Уральска Рауля Упорова: к нему 25 апреля пришел участковый и сообщил, что видео на личной странице Рауля в соцсети очень не понравилось местному департаменту по ЧС. В этом ролике Упоров рассказывал о разрушительных паводках в Западно-Казахстанской области и возмутился действиями уральских чиновников, которые не предотвратили катастрофу:
Теперь Упорова пытаются оштрафовать по статье о хулиганстве, а именно за матерное слово в адрес чиновников, которое он употребил в видео: это власти приравняли к мату в общественном месте. При этом видео Упоров разместил на личной странице, а не на странице СМИ.
Кроме Упорова о давлении со стороны чиновников заявили еще несколько казахстанских журналистов.
Марина Низовкина из Шымкента сообщила, что в отношении нее почти одномоментно в полицию поступило сразу несколько заявлений.
"Одно из них опять касается клеветы: меня обвиняют в клевете. Причем материал был основан на решениях судов, которые вступили в законную силу. Я писала о споре между двумя субъектами предпринимательства. И вот одна из компаний решила, что я их оклеветала", – рассказала журналистка.
В феврале этого года Апелляционная коллегия по уголовным делам суда Шымкента уже признала Низовкину виновной в клевете и назначила крупный штраф. Поводом послужило то, что Низовкина опубликовала на своей странице в Инстаграме фотографию машины замглавы городского полицейского департамента, которую забрали на эвакуаторе из-за якобы подложных номеров.
Но после проигранного дела на Низовкину продолжают поступать заявления в полицию. Журналистка считает, что они связаны с ее профессиональной деятельностью.
В том же Шымкенте суд по гражданским делам принял заявление от национальной компании "Қазақстан ғарыш сапары" о защите деловой репутации. Иск подан против журналиста и общественного деятеля Кирилла Павлова. Оператор космической системы дистанционного зондирования Земли, как считает сам Павлов, обиделся на него из-за публикаций в социальных сетях, где он действительно критиковал компанию. В частности, Павлов писал, что "Қазақстан ғарыш сапары" должен вернуть государству полученные из бюджета два с лишним миллиона долларов на космический мониторинг метеорологических, гидрогеологических и прочих природных явлений, которые получил для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Также Кирилл указывал на то, что нацкомпания по космическому мониторингу якобы перекупала аэрокосмические снимки у китайских коллег, чтобы использовать их для отчета по полученным финансам.
Журналист говорит, что в какой-то степени даже рад иску против него и готов на судебном процессе раскрыть и другие сведения, которые у него есть. Уезжать из Казахстана, по его словам, он не планирует.
"Друзья, спасибо всем за поддержку, спасибо всем, кто предлагает помощь в других странах и зовет переехать. Это очень заманчиво. Но моя судьба тесно связана с Казахстаном, сам я тюркских корней и без прогулки на лошади по степи не представляю эту жизнь, – написал он. – Дети мои – казахи. А сам я пахну не розами, но полынью. Я бы рад эмигрировать, но извините, здесь я родился, здесь живу, и пусть они меня оштрафуют, пусть закроют на полгода, но я знаю точно: мои прогнозы помогли очень многим".
Тем временем еще один журналист, автор ютуб-канала "Обожаю" Асхат Ниязов сумел выиграть дело о клевете и распространении ложной информации, которое полиция завела на него после жалобы Министерства культуры и информации Казахстана. Оно касалось его репоста в поддержку журналистов казахской службы Радио Свобода/Азаттык и того, что 36 журналистам издания МИД Казахстана не дал аккредитацию. Судья постановила прекратить дело за отсутствием состава правонарушения.