В северокавказской республике Ингушетия 26 февраля задержали бывшего главу республиканского отделения МВД Ахмеда Погорова. Его обвиняют в организации насилия против полицейских во время акций протеста, которые проходили в Ингушетии с конца 2018-го до середины 2019 года из-за решения властей передать соседней Чечне часть спорных территорий.
В апреле 2019 года экс-полицейского объявили в розыск. Затем у него прошел обыск: полиция искала в доме Погорова некую "тайную комнату" и грозила вызвать спецгруппу с тепловизорами. А в конце февраля бывшего главу МВД Ингушетии задержали в городе Карабулак. В машину его сопровождали несколько силовиков с оружием и в полной экипировке.
Погорова обвиняют в том, что он был одним из лидеров "земельных протестов". Ингуши тогда требовали отменить закон, принятый региональным парламентом для передачи спорных земель Чечни, они также хотели, чтобы тогдашний глава региона Юнус-Бек Евкуров ушел в отставку. Передачу традиционных родовых земель нескольких ингушских родов соседней Чечне они называли предательством.
После разгона акций протеста в Магасе Евкуров ушел в отставку, а в конце марта 2019 года появилось так называемое дело ингушской оппозиции. По нему привлекли 48 человек, более 30 участников протеста получили реальные сроки по статье о насилии против полиции. Нескольких лидеров протеста все еще судят: их обвиняют в организации насилия против полицейских, которые подавляли протесты, а также в создании и участии в деятельности экстремистского сообщества.
Адвокат Ахмеда Погорова Магомед Беков считает своего подзащитного невиновным по предъявленным ему обвинениям.
"Ахмед не то чтобы не виновен, в его действиях нет даже административного правонарушения, – настаивает он. – В период протестов он и Барах Чемурзиев занимались общественным расследованием по хищению из бюджета Ингушетии средств, которые федеральный центр направлял на развитие республики".
Все лидеры земельных демонстраций вины не признают и говорят, что не призывали к беспорядкам. Большинство из них люди пенсионного возраста, страдающие хроническими болезнями. Арестованный старейшина Малсаг Ужахов после начала следствия перенес два сердечных приступа. Другой старейшина, которого обвиняют в том числе в создании экстремистского сообщества, – Ахмед Барахоев (именно к нему из Чечни со скандальным ночным визитом приезжал соратник Кадырова Магомед Даудов, также известный как Лорд), объявлял голодовку, требуя прекратить уголовное преследование участников митингов.
Правозащитный центр "Мемориал" признал фигурантов дела о земельных протестах в Ингушетии политзаключенными. Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов подчеркивает, что позиция организации за прошедшие два года не изменилась.
"Значительная часть, основная часть дела закрыта. Закрыта для публики, закрыта для журналистов. Понимаете, по нему допрашивают очень разных людей. Но все, как один, не свидетельствуют против себя, ровно наоборот", – говорит он.
По мнению Олега Орлова, обвинение по "ингушскому делу" рушится и не может доказать "организованность" протестов. Но предсказать исход процесса по делам ингушских старейшин, по словам правозащитника, невозможно – из-за того, что суд в России сегодня не выносит решения, основываясь на праве и доказанности вины.