В воскресенье, 20 августа, в Эквадоре прошли выборы президента, за полторы недели до которых застрелили одного из кандидатов – Фернандо Вильявисенсио, бывшего журналиста-расследователя и борца с коррупцией. К расследованию его убийства подключилось американское ФБР. Все кандидаты завершали кампанию и голосовали в бронежилетах, а в день голосования произошла перестрелка, в которой погибли пять человек. Настоящее Время рассказывает, что происходит в Эквадоре и почему это важно для других стран и всего мира.
В воскресенье эквадорцы выбирали нового президента из восьми кандидатов: семи живых и одного мертвого. Фотография застреленного 9 августа в Кито Фернандо Вильявисенсио осталась в бюллетенях, их не стали перепечатывать. Движение "Построй" (Movimiento Construye), от которого баллотировался убитый, не снялось с выборов. Кандидатом в вице-президенты осталась 36-летняя инженер и экоактивистка Андреа Гонсалес Надер, а место Фернандо Вильявисенсио занял его друг и коллега, известный эквадорский журналист-расследователь 53-летний Кристиан Сурита. Сурита и Надер пообещали ничего не менять в предвыборном плане покойного и строго ему следовать.
Все без исключения кандидаты завершали кампанию и голосовали в бронежилетах. Безопасность выборов обеспечивали порядка девяноста тысяч полицейских и военных по всей стране. Несмотря на это, в прибрежном городе Эсмералдас почти перед самым открытием участков произошла перестрелка. Пять человек погибли, еще одиннадцать получили ранения.
Последние опубликованные результаты опросов общественного мнения предвещали кандидату от движения "Построй" второе или третье место. Фаворитом была Луиса Гонсалес из левого движения "Гражданская революция" (Movimiento Revolucion Ciudadana), приближенная экс-президента Рафаэля Корреа. При этом большинство экспертов сходились во мнении, что никто из кандидатов не наберет в первом туре необходимые для победы сорок с лишним процентов голосов.
По данным Национального избирательного совета, всего на выборах 20 августа проголосовали 82% эквадорцев. После обработки 70% бюллетеней лидирует Луиса Гонсалес с 33,15% голосов, на втором месте – бизнесмен и депутат парламента Даниэль Нобоа Азин с 24,14% голосов. Кандидат от партии "Построй" пока набрал 16,3%. Второй тур должен пройти в октябре.
Основной центр распределения кокаина: чем объясняется всплеск насилия в Эквадоре
59-летнего Фернандо Вильявисенсио убили 9 августа в столице Эквадора Кито сразу после предвыборного митинга. Еще девять человек, включая двоих полицейских, получили ранения. Убийцу застрелили, его шесть предполагаемых подельников арестовали. Все они оказались колумбийцами. К расследованию подключились агенты Федерального бюро расследований (ФБР) США. За несколько дней до трагедии Вильявисенсио рассказал журналистам об угрозах мексиканского наркокартеля "Синалоа", который раньше предлагал $10 миллионов за голову действующего президента Эквадора Гильермо Лассо.
Последние несколько лет ситуация с безопасностью в Эквадоре критически ухудшилась. По официальным данным, с 2019 года количество убийств увеличилось в четыре раза, достигнув исторического максимума. За 2023 год в 18-миллионном Эквадоре уже зарегистрировано более четырех тысяч убийств. Правительство, похоже, бессильно перед международными криминальными группировками: президент Лассо лишь раз за разом объявляет в стране чрезвычайное положение, что никак не улучшает ситуацию. В 2022 году Эквадор прожил в чрезвычайном режиме целых 165 дней.
По словам специалиста по социальному анализу Фернандо Карриона, мексиканские наркокартели действуют по принципу "франшизы": заставляют работать на себя уже существующие в стране криминальные группировки. Другой известный специалист, эксперт по вопросам безопасности полковник Марио Пасминьо в своих статьях и интервью подробно объясняет, как именно могущественные иностранные преступные группировки превратили недавно относительно спокойный Эквадор в чуть ли не основной тихоокеанский центр распределения и экспорта кокаина. По данным Марио Пасминьо, в стране на наркомафию работают порядка 50 тысяч человек.
Эквадор граничит с двумя крупнейшими производителями кокаина в мире: Колумбией и Перу. Как объясняет полковник Пасминьо, Эквадор отвечает основным требованиям международной наркомафии: плохо контролируемые границы, особенно граница с Колумбией; коррумпированное правосудие и политики; малоэффективная полиция; возможность отмывать деньги через частный бизнес. Кроме того, еще в 2000-м году страна перешла на американский доллар. Сейчас мафиозные структуры фактически контролируют все основные порты в Эквадоре, откуда ежегодно "экспортируют" порядка 800 тонн наркотика в США – ведущий мировой потребитель кокаина, а также в Центральную Америку, Европу и даже в Азию. Самый опасный населенный пункт в Эквадоре – Гуаякиль, второй по величине город и крупнейший в стране порт. Через него, по данным экспертов, "экспортируется" 52 процента кокаина. В последние годы Гуаякиль нередко попадает в новости из-за кровавых мятежей в тюрьмах – их устраивают члены противоборствующих банд. Количество жертв измеряется десятками.
Убийства на фоне выборов
"Я почти уверен, что его убили за обещание милитаризировать порты", – заявил за несколько дней до выборов в Эквадоре Кристиан Сурита, согласившийся участвовать в них вместо застреленного коллеги и соратника. Разработанный Вильявисенсио план предлагает массированные удары по многомиллиардному наркобизнесу: взять все порты в стране под контроль армии, максимально ужесточить досмотр на дорогах грузового транспорта, милитаризировать границу с Колумбией и в сотрудничестве с США создать новое специальное подразделение полиции по борьбе с наркотрафиком, а также построить новые тюрьмы с жесточайшим контролем для членов преступных группировок и особенно их главарей.
В конце июля 2023 года в Эквадоре застрелили Аустина Интриаго, популярного молодого мэра портового города Манта. А меньше чем через неделю после убийства Вильявисенсио на севере страны застрелили Педро Брионеса, известного регионального политика из левого движения "Гражданская революция". Абсолютно все кандидаты в президенты закрывали предвыборную кампанию и голосовали в бронежилетах, а на Кристиане Сурите был еще и шлем. Компания CEDATOS, которая получила аккредитацию на проведение экзитпола, отказалась от этого, заявив, что не может гарантировать своим сотрудникам безопасность на участках. За день до выборов один из кандидатов в президенты Отто Зонненхольцнер написал в твиттере: "Только что произошла перестрелка прямо напротив того места, где мы с семьей завтракали".
Почти сразу после убийства Фернандо Вильявисенсио в сети появилось видео, на котором люди в черной одежде и масках, представившиеся известной в Эквадоре преступной группировкой "Волки" (Los lobos), заявили, что это они застрелили кандидата в президенты – якобы за то, что он взял у них деньги на свою кампанию и не выполнил свои обещания. Буквально через несколько часов опубликовали другое видео, где группа мужчин уже в белом и с открытыми лицами представились "Волками" и сказали, что никого не убивали. Кристиан Сурита отреагировал обращением в социальных сетях, обвинив в распространении первого видео лично бывшего президента Рафаэля Корреа: по мнению Суриты, тот пытается очернить память Вильявисенсио и внести раскол в его команду.
Расследования Вильявисенсио и Суриты
Фернандо Вильявисенсио и Кристиан Сурита годами расследовали коррупционные схемы, созданные в Эквадоре при Рафаэле Корреа, который возглавлял страну с 2007 по 2017 год. В 2013 году, прямо на Рождество, в доме Вильявисенсио провели обыск. Его обвинили в клевете на президента Корреа и приговорили к полутора годам тюрьмы. Журналист-расследователь сначала скрылся в джунглях, а потом бежал в Перу, где жил до 2017 года. Расследования Вильявисенсио и Суриты легли в основу крупного уголовного расследования и судебного процесса против 21 высокопоставленного чиновника, включая самого президента Корреа. С 2017 года он скрывается от правосудия в Бельгии. На родине суд приговорил его за взяточничество к восьми годам тюрьмы. Из остальных 21 фигуранта дела семеро в бегах, один в тюрьме, еще один был оправдан, а остальные находятся под теми или иными ограничениями свободы. В 2019 году журналисты-расследователи Вильявисенсио и Сурита опубликовали книгу "Зеленый рис. Индустрия взяток". В ней они подробно рассказали, как именно правительство Рафаэля Корреа получало от предпринимателей деньги на предвыборные кампании в обмен на выгодные государственные контракты.
Свою расследовательскую деятельность Вильявисенсио продолжил как депутат однопалатного эквадорского парламента. В мае 2023 года парламент под угрозой импичмента распустил президент Эквадора Гильермо Лассо. Когда против него начали политический суд по обвинению в коррупции, Лассо, чтобы остановить процесс, выбрал прописанную в Конституции процедуру "перекрестной смерти". Она предполагает роспуск парламента и внеочередные выборы, при этом новый президент будет править не полный четырехлетний срок, а лишь остававшиеся Лассо полтора года. Потом снова будут выборы.
Несмотря на многочисленные угрозы, Фернандо Вильявисенсио, будучи кандидатом в президенты, никогда не носил бронежилет. "Народ – это мой бронежелет", – любил повторять журналист и политик. Своими главными политическими принципами он называл честность, смелость и прозрачность и призывал эквадорцев 20 августа выбрать "между родиной и мафией".