В Бишкеке власти заявили о возвращении государству еще двух рынков, Орто-Сай и Дордой, в рамках так называемой реприватизации. В ГКНБ Кыргызстана утверждают, что рынки в свое время были незаконно приватизированы. Но наблюдатели и владельцы говорят о вопиющем нарушении фундаментального права на частную собственность.
Решение о передаче обоих рынков в муниципальную собственность несколько дней назад вынес административный суд Бишкека. Речь также идет о земле под ними: 7 га земли на территории рынка Дордой в южной части Бишкека и чуть более чем одном гектаре на Орто-Сайском рынке в северной части города.
После суда сотрудники мэрии в сопровождении милиционеров пришли в администрацию рынков, чтобы ознакомить ее с решением суда. Представитель мэрии Бишкека Темирлан Камчыбеков заявил, что земельные участки в 8 гектаров переходят в собственность департамента муниципального имущества мэрии Бишкека, а договор с торговцами на аренду торговых мест будет перезаключен в ноябре. Мэрия обещает продавцам те же условия, что и прежний владелец рынков, но те верят в это с трудом.
"Было бы хорошо, если бы нам объяснили документально. Нам говорят, что теперь в ноябре с нами договора заключит мэрия. Но нам с трудом в это верится, – говорит предпринимательница Сурмакан Дуйшобаева. – Потому что ходят разные слухи, что снесут рынок и будут прокладывать дорогу. Пусть мэрия покажет документы, как и что здесь будет!"
Оба рынка принадлежали семье Байболовых. Муж – бывший депутат, экс-генпрокурор Кубатбек Байболов, жена – Нуржамал Байболова – предпринимательница и экс-спикер бишкекского горсовета. Байболова назвала случившееся с ней беспределом.
"Если коротко сказать, то идет определенный беспредел – насильственный отъем собственности граждан Кыргызстана, – заявила она. – Я знаю, и вы, наверное, тоже знаете, что мы не одни в списке ограбленных государством предпринимателей Кыргызстана. Нарушаются, попираются права человека, гарантированные Конституцией на частную собственность".
Байболова утверждает, что после развала СССР ее супруг и его бизнес-партнер Аскар Салымбеков, известный в стране меценат и бизнесмен, основали компанию "Дордой" и решили построить большой рынок на неиспользуемой земле – заболоченных участках к югу от столицы Кыргызстана. Когда в стране ввели право на частную собственность, они приватизировали эти земли.
Затем Байболов решил выйти из состава учредителей компании, и, как утверждает его жена, ему достались эти участки. Предпринимательница утверждает, что все было оформлено законно, и подчеркивает, что перед тем, как отобрать у нее имущество, чиновники выходили на нее с предложениями продать рынок.
"Это были представители мэрии. Но мы даже не стали с ними ничего обсуждать принципиально, просто не стали торговаться, не стали обсуждать этот вопрос, – рассказывает она. – Это вопрос принципа. Конечно, мы могли сторговаться, сказать, да, давайте верхний (рынок) заберите, а нижний нам оставьте, но это против наших принципов".
Представители ГКНБ Кыргызстана заявляют, что земли, где находится рынок, были приватизированы незаконно.
"Владельцами ОсОО "Оберон" в 1998 году указанные земельные участки были получены на временное пользование (аренда). Несмотря на это, ОсОО "Оберон" в сговоре с должностными лицами незаконно получило государственные акты о праве частной собственности на вышеуказанные рынки, – сказано в сообщении ведомства. – В рамках уголовного дела со стороны департамента управления муниципальным имуществом мэрии города Бишкек был направлен административный иск о признании недействительными незаконно выданных постановлений".
Сообщений о возврате государству того или иного частного объекта спецслужба Кыргызстана за последние полгода опубликовала уже несколько десятков. В большинстве случаев те, у кого экспроприировали имущество, в суд не идут и публично нигде ничего не заявляют. Байболова стала первой, кто рассказал о давлении чиновников и их требовании продать прибыльный бизнес.
Аналитики говорят о вопиющем нарушении прав граждан Кыргызстана на частную собственность.
"Это очень-очень негативно отразится на экономике нашего государства. Сегодня они (власти) взяли миллионы долларов, но завтра они потеряют миллиарды долларов, – считает Тилек Токтогазиев, экс-министр сельского хозяйства Кыргызстана. – Почему? Потому что бизнес отсюда будет уходить. Я даже говорю не о зарубежных инвесторах, я говорю о внутренних инвесторах, о внутренних предпринимателях".
Несколько лет назад власти Кыргызстана заявили о начале бескомпромиссной борьбы с коррупцией. В народе потом этот процесс назвали "кустуризацией": в переводе с кыргызского это означает "заставить извергнуть из желудка все, что украл и съел". Но не исключено, что в рамках "кустуризации" под раздачу попадают и те, кто законно заработал свое богатство.