Генеральная прокуратура Узбекистана возбудила новые уголовные дела в отношении старшей дочери покойного первого президента страны Гульнары Каримовой. Ее обвиняют в хищении государственных средств, заключении сделок вопреки интересам Узбекистана и завладении чужим имуществом в особо крупных размерах путем вымогательств.
"Установлено, что Г. Каримова в сговоре с другими лицами приобрела по заниженной стоимости принадлежащие государству пакеты акций АО "Кувасайцемент" и "Бекабадцемент", – говорится в заявлении Генпрокуратуры. – Затем Г. Каримова реализовала вышеуказанные пакеты акций иностранным предпринимателям и покровительствовала последующей их незаконной деятельности, причинившей ущерб интересам республики в особо крупном размере".
"Кроме этого, Г. Каримова под угрозой применения насилия вынудила граждан и владельцев различных компаний передать свое имущество принадлежащим ей компаниям", – также написано в заявлении.
Гульнара Каримова – старшая дочь Ислама Каримова и фигурант нескольких уголовных дел о коррупции и отмывании средств, которые были в отношении нее заведены в США, Узбекистане и нескольких странах Европы. По утверждению следствия, Каримова получила около $1 млрд взяток от телекоммуникационных и других компаний (в основном иностранных) в обмен на гарантированную выдачу лицензий на мобильную связь в Узбекистане.
После она вывела эти деньги за рубеж через офшорные компании и купила на них более десятка вилл и других объектов недвижимости в разных регионах мира.
Часть выведенных денег – около $555 млн – была найдена на счетах в Швейцарии. Еще около $200 млн – на счетах в других странах. Сейчас власти Узбекистана пытаются вернуть эти деньги в страну.
После приговора Каримова некоторое время жила под домашним арестом, но в марте 2019 года ее отправили в колонию в Ташкентской области, обвинив в "злостном" нарушении условий нахождения под стражей. Сама Каримова и ее дочь утверждали, что условий ареста она не нарушала. Несколько дней назад адвокат Каримовой Грегуар Манже сообщил, что состояние его подзащитной резко ухудшилось и что ее вывезли из колонии на "скорой". Официально власти Узбекистана это пока не подтвердили.