Путеводители называют местечко Эссо на Камчатке дальневосточной Швейцарией, а также самым счастливым поселком России. Здесь почти нет безработных, а население растет год от года. В Эссо вдоволь кафе, магазинов и гостиниц, не хватает только хорошей дороги. Чтобы добраться до поселка от Петропавловска, придется проехать больше 500 километров, из них половину – по грунтовке. Все экономические кризисы обходили поселок стороной, и даже вирус, напугавший уже весь мир, наверняка доберется сюда в последнюю очередь, говорят местные жители.
Село Эссо находится в самом центре полуострова Камчатка, в горах, на высоте 500 метров. Название происходит от эвенского "исаг" – "лиственница". Эвены первыми освоили эту долину. И только в 30-х годах прошлого века здесь появились первые признаки цивилизации.
Эссо местные жители часто называют самым счастливым местом в России. Здесь хорошие дороги, уличное освещение, бесплатный бассейн, рабочие места – все то, чего порой не хватает даже в крупных городах страны. Внешне село не похоже на Россию. Можно подумать, что ты оказался где-то на Аляске или в Исландии.
Однако добраться до этого затерянного "камчатского рая" непросто. От Петропавловска до Эссо – 530 километров. Последние 70 из них нужно преодолеть по узкому грунтовому серпантину через горные перевалы.
Одна из особенностей Эссо – горячая природная вода, которой поселок успешно пользуется. По трубам тепло термальных источников разливается в бассейны, дома и теплицы. В любой момент можно искупаться в теплой воде, словно окунувшись в воды Красного моря, хотя вокруг лежат сугробы, из ущелий дует холодный ветер, а с неба идет снег.
В Эссо нет проблем с отоплением. Печи здесь никто не топит, ведь есть термальная вода, которая циркулирует по трубам.
Термальные источники геологи обнаружили здесь в начале 70-х годов прошлого века. Вскоре в Эссо появилось центральное отопление, которое изменило не только жизнь людей, но и весь ландшафт: местные реки больше не замерзают.
"Много труб с горячей водой сливаются туда. То есть вода проходит по поселку, какую-то часть обогревает. А в обратную сторону она не закачивается. Сливают чаще всего в речку или землю", – уточняет жительница села Эссо Наталья Сычева.
Камчатка всегда была для страны краем земли. Далеким и загадочным. Жизнь здесь была закрытая, ведь полуостров принадлежал в основном военным и ученым-вулканологам. После распада СССР все изменилось.
"Перестроечные годы сыграли роль для меня лично положительную. Они заставили нас встряхнуться. Зарплату не платили. Люди раскопали все участки. Никаких лентяев уже не было", – считает Наталья.
В Эссо быстро адаптировались к новым условиям. Жители стали строить и сдавать дома путешественникам и охотникам. Наталья и ее односельчане создали "ячейку глобальной сети деловых людей" и получили несколько крупных грантов от международных фондов. Это позволило купить современное оборудование в школу и больницу.
"К нам тут иностранцы поехали. Тут вообще мы все начали на английском почти говорить. Это такое веселое время было. Мы не только думали, как прокормить семью, а мы жили насыщенной жизнью", – вспоминает Сычева.
В периоды, когда страна испытывала трудности, Эссо лишь крепче становилось на ноги. Зимой 1998-го всю Камчатку поразил топливный кризис. В домах не было ни света, ни тепла. В Петропавловске-Камчатском люди, чтобы хоть как-то согреться, жгли мебель и книги. Тогда многие в поисках тепла отправлялись в Эссо.
Биолог Владимир Бурый приехал в эти края из Минска. Сейчас он достраивает собственный дом. Впервые он оказался в Эссо 9 лет назад по программе студенческого обмена.
Позже Владимир стал сотрудником заповедника Быстринский парк. В те годы природный заповедник развивался благодаря программе ООН –Глобальный экологический фонд. В сам поселок и в Быстринский парк были вложены сотни тысяч долларов. Здесь работали волонтеры из десятка стран. Во многом благодаря западным грантам в Эссо появились туристы, открылись гостиницы, кафе и рестораны. В Быстринском парке кипела культурная жизнь.