У бывшего закрытого военного поселка даже нет официального названия. Местные называют его 6-й километр, а чужие здесь и не ходят. Когда-то сюда, в тамбовскую глубинку, присылали военнослужащих вместе с семьями – для службы в секретной воинской части. А когда офицеры вышли на пенсию и стали "бывшими", Министерство обороны потребовало от них освободить жилье, буквально выставляя 87 семей на улицу.
Еще 10 лет назад 6-й километр вблизи Тамбова считался закрытым городком на территории секретной военной части. К 2012 году часть превратилась в топливную базу, которую большинство военных покинули. Теперь Министерство обороны требует от жителей поселка освободить дома.
Всего здесь проживают 87 семей. Когда-то старшее поколение, теперь преимущественно пенсионеры, отказывалось от своих прежних квартир ради жилья и работы в военной части. Сегодня государство через суд пытается лишить их крыши над головой, ничего не предлагая взамен.
Жительница поселка Галина Алехина рассказывает, что здесь нет интернета, а единственный магазин работает всего четыре часа в день. Галина приехала сюда с мужем-военнослужащим. Оба работали в части, там же и жили. В 2005 году муж Галины умер. Спустя несколько лет ей, как жене офицера, дали квартиру в этом поселке.
Теперь Галине предлагают освободить жилое помещение. Она говорит, что в подобном положении оказались от 70 до 90 процентов всех жителей поселка. Среди них есть многодетные и инвалиды.
В ноябре прошлого года суд предписал Александру и Любови Богомоловым освободить занимаемую ими квартиру. Никто, правда, ничего не сообщил, как быть далее с конституционным правом на жилище.
Богомоловы приехали сюда за стабильностью 37 лет назад. Александр тогда работал на одной из тамбовских ТЭЦ и получал неплохие по советским меркам 300 рублей в месяц. Тут предлагали в три раза меньше, зато обеспечивали жильем. "Когда квартиру предоставляли, никакой бумажки, что квартира служебная и я ее обязуюсь освободить при прекращении трудовых отношений, я не подписывал. Шли работать сюда все за квартиру", – вспоминает Александр.
"На улучшение жилищных условий поссовет ставит только тех, кто считается малоимущей семьей. Мы к таким не относимся, у нас пенсия выше прожиточного минимума", – делится Любовь.
Богомоловы пытались решить проблему самостоятельно, ведь их признали зажиточными. Но подыскать съемное жилье на свои пенсии они так и не смогли.
"Вот этот дом построили в 1987-м, и нам всем на профсоюзном собрании выделили квартиры. Мы заселились. Те дома под снос. Теперь, оказывается, мы незаконно живем", – рассказывает жительница поселка 6-й километр Валентина Кондрашова.
"Как же так получается, говорят, мы своих не бросаем. А мы чьи?! Мы россияне или шведы?" – горько усмехается Валентина.