По России прокатилась волна забастовок медицинских работников. Врачи, по их признанию, объявляют "итальянские забастовки": выполняют свои служебные обязанности с соблюдением всех формальностей, отказываясь от переработок и нарушений условий труда.
Одной из "горячих точек" стал город Окуловка в Новгородской области, где медработники не испугались начальства и заявили о своих проблемах на весь мир.
О том, что работа в скорой помощи очень тяжелая, знают все. Врачей и фельдшеров в Окуловской больнице не хватает. Новые не приходят, а старые сотрудники переквалифицируются или уезжают в соседние регионы, где, как они говорят, больше платят. Остаются лишь самые стойкие.
"Очень я люблю, когда на вызове человеку помогаю, и ему легче становится прямо при мне. Очень я радуюсь от этого", – признается фельдшер скорой помощи Елена Типуева.
"Пусть мы и получаем сейчас копейки, эти 15 тысяч, но я бы, наверное, работала и за эти деньги, только вернулись бы те времена, которые были раньше. Когда я пришла 12 лет назад на работу, мне казалось, что на "скорой" работают только самые лучшие фельдшеры. Сюда было совершенно не пробиться на работу, всегда было все занято, а сейчас – пожалуйста, приходите", – рассказывает Елена.
Когда фельдшеры "скорой" объявили забастовку, Окуловская районная больница превратилась в неприступную крепость. Руководству очень не понравилось, говорят врачи, когда медперсонал начал рассказывать о своих трудностях.
"Я не знаю, зачем это скрывается. Мы же не на острове живем. Все равно это просачивается. Даже подсовывали нам приказы о том, чтобы не разглашать свою зарплату", – говорит диспетчер Светлана Кузнецова.
По словам Елены, во время дежурства в ее распоряжении есть всего две машины с двумя дежурными фельдшерами: санитарная "буханка"-УАЗ и более современная, но постоянно ломающаяся "Газель". Эта техника обслуживает целый район, в котором, с учетом приезжающих на лето дачников, проживает около 15 тысяч человек.
"Мы работали втроем, у меня средняя зарплата была 50 тысяч. Двое врачей уехало, и я получил за последний месяц 37 тысяч рублей. Средний персонал получает 12-15 тысяч. Как можно прожить с этими деньгами?" – задает вопрос заведующий хирургическим отделением Окуловской ЦРБ Юрий Коровин.
Прошлой осенью сотрудники Окуловской "скорой" вступили во Всероссийский профсоюз "Альянс врачей", открыли региональное отделение и стали бороться за свои права.
"Я прихожу в больницу, сразу же вызывается полиция, моментом. Нажимают "тревожную кнопку", приезжает Росгвардия – мол, прорвался в больницу. Элемент нежелательный", – говорит о себе Дмитрий Соколов. Он – профсоюзный лидер, председатель новгородского отделения независимого профсоюза медработников.
Долги Окуловской ЦРБ перевалили за 50 млн рублей, повышения зарплат не было долгие годы. Предыдущий главврач покинул свой пост этой весной. Нынешний исполняющий обязанности главврача Окуловской ЦРБ интервью почти не дает. Недовольных фельдшеров он называет бунтарями и пиарщиками, а факт недавней забастовки не признает.
"Ее нет. Это все надумано. Наш коллектив – 360 человек. Поэтому не надо за всех говорить от имени десятерых", – возмущается он.
Недавно в Окуловке состоялся митинг против "беспощадной оптимизации здравоохранения". "На примере Окуловки – это срез положения дел в стране с медициной. Даже в Москве сокращаются поликлиники, роддома.Население воспринимает это уже как войну против них. Многие высказываются: "Геноцид". Митинг около 800 человек собрал", – рассказывает Соколов.
"Я считаю, что по скорой помощи – это маленькая, но победа. Они отрицают это, чтобы не повадно другим было, я так понимаю, властям это сложно признать. Чем больше в профсоюзе народу будет, в больницах, тем лучше. Потому что, если больше 50%, то можно заключать коллективные договоры. Тогда ни одно отделение без решения профсоюза больница не имеет права закрыть", – уверен профсоюзный лидер.