Ссылки

Новость часа

"Мы эту стройку каждую весну ждем". Почему жители казахстанского Улькена хотят АЭС в городе


Почему жители казахстанского Улькена ждут атомную электростанцию
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:43 0:00

После предложения президента России помочь Казахстану в строительстве атомной электростанции "по российским технологиям" в стране снова заговорили о возможном появлении АЭС. В качестве вероятного места для строительства власти называют поселок Улькен в Алматинской области. Там в 80-е уже планировали построить ГЭС, но так этого и не сделали. Как в поселке восприняли это известие? Репортаж журналиста кыргызской службы Радио Свобода Петра Троценко.

Поселок Улькен, основанный более 30 лет назад рядом с местом, где должна была развернуться Южно-Казахстанская гидроэлектростанция, сейчас напоминает площадку для съемок постапокалиптического фильма: полуразрушенные здания, безлюдные улицы, соленая почва, на которой почти ничего не растет.

Когда-то в Улькене жили и работали почти 10 тысяч человек. В 1984 году здесь собирались построить ГЭС, которая, по мнению многих ученых, нанесла бы непоправимый урон экосистеме Балхаша. Крест на строительстве поставил распад СССР. Через полтора десятка лет недострой снова попал в зону внимания властей – в 2007 году правительство Казахстана приняло решение о возведении Балхашской ТЭС. В 2012 году АО "Балхашская ТЭС" и компания Samsung Engineering Company Limited подписали договор о строительстве первого модуля теплоэлектростанции, но в 2016 году работы были приостановлены.

Новость о том, что в Улькене, возможно, построят АЭС, местные жители воспринимают спокойно: слухи о появлении атомной электростанции муссируются в поселке уже не первый год.

"Мы эту стройку каждую весну ждем, – говорит жительница Улькена Тамара. – Весной ждем, летом, а потом наступает зима, и наши ожидания переносятся на другой год".

Поселок Улькен Алматинской области
Поселок Улькен Алматинской области

​Алматинская область попадает в список сейсмоопасных регионов, в Улькене тоже случаются землетрясения. Теоретически это может повлиять на решение строительства АЭС в регионе. Местные рассказывают, что подземные толчки случаются нечасто, примерно раз в год, и почти неощутимы – только люстра качается, да и то, если квартира расположена выше второго этажа. Говорят, что даже старожилы из соседних поселков не могут вспомнить, чтобы на Балхаше когда-либо сильно трясло.

Житель Улькена по имени Владимир землетрясений не боится и надеется, что АЭС здесь все-таки появится. Он приехал в поселок еще в 80-е, когда сюда отовсюду съезжались специалисты на строительство ГЭС, да так здесь и остался.

"У нас надежда была, что будем жить в цивилизации, а сейчас вот, пожалуйста, посмотрите: везде все разбито, – говорит Владимир. – А если будет [АЭС], все восстановят, все прекрасно будет. Мы ведь тут выживаем: в девяностые, если бы не рыба и не трасса – половина поселка бы вымерла. Люди ловили рыбу, продавали на трассе, этим и выживали".

Самая большая проблема в Улькене, говорят местные, – это не дороги и не землетрясения, а счета за отопление. В полупустых многоэтажках установлены электрокотлы, которые обеспечивают квартиры теплом. Оплата происходит по принципу "чем меньше жилых квартир в подъезде, тем больше приходится платить", поэтому у некоторых сельчан за тепло может набежать и до 50 тысяч тенге (примерно $132).

"Чтобы отопить эту двухкомнатную квартиру, мы платим примерно по 40 тысяч в месяц, – рассказывает жительница Улькена Надежда. – И это при том, что средние зарплаты в поселке – где-то 50–60 тысяч тенге. Поэтому люди ставят "аристоны" (марка обогревательных систем – НВ) и сами прогоняют горячую воду по трубам. Так выходит едва ли дешевле, но зато можно включать тепло, когда захочется, – если кто-то не внес предоплату, отопление включают позже, если появляются должники – отключают раньше времени. Причем предоплата должна быть стопроцентная. То есть я должна заплатить 40 тысяч еще до начала отопительного сезона".

У Юрия Ткаченко своя "фазенда" – огороженная забором территория на берегу Балхаша. Жизнь дяди Юры – так он просит себя называть – неразрывно связана с озером: много лет он проработал в местной рыбоохранной службе, а сейчас организовал охраняемую лодочную стоянку для рыбаков, чтобы кто-нибудь не слил горючее или не снял движки с моторных лодок. Дядя Юра говорит, что браконьерство на Балхаше процветает и бороться с ним очень сложно. А если посмотреть на озеро с самолета, можно увидеть, что оно буквально опутано сетями.

Заброшенное здание и озеро Балхаш в поселке Улькен Алматинской области. 13 апреля 2019 года.
Заброшенное здание и озеро Балхаш в поселке Улькен Алматинской области. 13 апреля 2019 года.

Балхаш снабжает улькенцев не только рыбой, но и водой, которая поступает в квартиры. Люди говорят, что давно привыкли к солоноватому вкусу озерной воды, но приезжим пробовать не рекомендуют: могут быть проблемы с пищеварением.

Казахстанский эколог Дмитрий Калмыков, участвовавший в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, говорит, что время от времени правительство заявляет о строительстве атомной электростанции, но при этом до сих пор не предоставлено никаких надежных данных о том, нужна ли она вообще Казахстану.

"Главный вопрос – в целесообразности ее строительства, поэтому пусть сначала кто-то объяснит, зачем нам электростанция и почему именно атомная, – говорит Калмыков. – Весь Казахстан сидит на грязной угольной энергетике. Может, лучше ее сделать почище и вкладывать деньги не в электростанцию, а в энергоэффективность? Многие расчеты говорят, что деньги, вложенные в энергосбережение, приносят больше электричества, чем новые электростанции, тем более атомные".

По мнению эколога, вопрос безопасности атомной энергетики тоже не теряет своей актуальности.

"Все атомные станции, пока они не взорвались, ужасно надежные. А на следующий день после взрыва оказывается, что где-то чего-то не предусмотрели. Я считаю, что для человечества это еще слишком сложная технология. Даже США и Япония не в состоянии обеспечить безопасность. Когда АЭС работает хорошо, она чище, чем угольная станция, но когда она взрывается, то забирает ВВП на десять лет вперед".

Предложение обсудить возможность строительства на казахстанской территории АЭС 3 апреля 2019 года, во время официальной встречи в Кремле с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, внес президент России Владимир Путин. На следующий день заместитель министра энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев заявил, что вопрос еще не решен, но в качестве возможных площадок рассматриваются восточноказахстанский город Курчатов и поселок Улькен.

Полную версию репортажа читайте на сайте Радио Азаттык

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG