В Украине из-за разрушения энергетической инфраструктуры введены ограничения подачи электричества. Государственная компания "Укрэнерго" ежедневно публикует графики почасовых отключений света – они действуют в Киеве и Киевской области, а также во многих других областях страны.
Графики отключений можно найти на сайтах энергетических компаний. Указываешь улицу, дом – и знаешь, к которому часу нужно зарядить фонарик. Украинская столица поделена на несколько зон. Каждую отключают поочередно, чтобы света хватило всем. На практике свет отключают не всегда на четыре часа. Кому-то вообще везет, и электричество не отключают и вовсе. За последнюю неделю киевляне уже приспособились.
Украинская писательница Ирен Роздобудько рассказывает журналистам, как готовит, когда нет электричества: "Я готовлю такое, чтобы холодильник был не нужен. Я варю овощи, потому что мы любим овощи: картошку, морковь, свеклу. И варю по одной порции. Холодильник как таковой мне не очень нужен".
Но на выходных украинцев предупредили, что может быть хуже. The New York Times, ссылаясь на чиновника из киевской администрации, написал, что власти столицы планируют эвакуировать три миллиона человек в случае повторных атак на энергосистему и в результате полного отключения электричества.
Вот что об этом сказал мэр Киева Виталий Кличко: "Я обращаюсь к людям: на плохой сценарий, если у нас света и воды не будет, если у вас есть родственники и знакомые в пригороде Киева, где есть отдельное водоснабжение, печь, тепло, пожалуйста, просчитайте, договоритесь на всякий случай, если будет самый плохой сценарий, чтобы пробыть там некоторое время".
Все выходные киевляне обсуждали тему эвакуации. Куда ехать, на чем, где жить – на эти вопросы не дали ответа ни The New York Times, ни Виталий Кличко. Поэтому, как и большинство угроз в последнее время, угрозу полного отключения электроэнергии киевляне восприняли спокойно.
Мы спросили у жителей Киева, готовы ли они покинуть столицу в случае полного блэкаута:
– Куда мы поедем? Все же работают, все же живут.
– Мы остались, когда было 24 февраля, мы всегда оставались в Киеве.
– Выезжать – нет. Света нет, тепла нет, жены нет, ничего нет, но верим в победу. Ящик белого, ящик красного... Ну, потерпим, это не проблема, этим нас точно не прогнуть и не поломать.
После бурного обсуждения эвакуации столичная власть и вовсе заявила, что пока об этом речь не идет. Говорят, что ситуация в Киеве напряженная, но контролируемая. Эксперты разъяснили: основные российские удары приходились не по генерирующим мощностям.
"Наша проблема не в генерации. Главная проблема не в количестве электричества, которое мы вырабатываем, а в повреждении путей транспортирования этой энергии. Вот представьте, что есть какой-то хайвей, по которому мы транспортировали электричество, и на нем подорвана развязка, разрушен мост, и мы сейчас всю эту энергию пустили вместо хайвея по сельским дорогам. И там, конечно, пробки. Не хватает мощностей запитать всех в полном объеме", – говорит руководитель Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Эксперты говорят, что 70 процентов поврежденных энергообъектов можно починить. В этом Украине сейчас активно помогают иностранные партнеры. Для этого нужно около пяти недель, но с одним "но" – если не будет новых ракетных ударов.