Власти Украины продлили карантин еще на два месяца. За предыдущие сутки в стране зафиксировали больше 1600 случаев заражения коронавирусом. Последние несколько недель пандемия находится в острой фазе, говорят в Минздраве. Практически каждый день в стране фиксируют новый антирекорд по количеству заразившихся. Большинство случаев – на западе Украины и в Харьковской области. Часть больниц в стране переполнены, врачи говорят, что тяжелых пациентов становится все больше.
В начале пандемии каждый день в инфекционную больницу города Николаева поступало около десяти человек с подтвержденным диагнозом COVID-19, сейчас – до 80, рассказывает главврач Светлана Федорова. По ее словам, тяжелых случаев становится все больше, но даже ночью в больнице в состоянии принять всех поступивших.
"Сейчас мы готовимся к операции. Будем трахеостомию делать на месте, – рассказывает Светлана Федорова. – К сожалению, аншлаг в больнице, аншлаг в реанимации".
Из-за чрезмерной загрузки под палаты в николаевской больнице переоборудованы даже кабинеты врачей. В помещениях, где раньше сотрудники переодевались, могли перекусить, сейчас стоят кровати для больных: "сделали типа полубоксы".
Светлана, как и ее коллеги, в больнице практически живет. Часть персонала уволилась еще с началом эпидемии, остальные работают за троих. Главврач говорит, всем им очень тяжело.
"У нас были случаи, когда медсестры, медбратья теряли сознание просто в реанимации. И сперва мы находились по три-четыре часа в зоне, когда пошла жара – это 40-60 минут, потому что люди действительно теряют сознание", – рассказывает Федорова.
В Луцке Волынской области количество госпитализаций также не идет на спад, рассказывает заведующий отделением пульмонологии специализированной больницы Олег Яковенко. Сюда поступают тяжелые пациенты и пациенты, как правило, со второй недели течения болезни, в разгар болезни, говорит доктор.
В отделении пульмонологии большая часть заболевших подключены к кислороду – дышать без него они не могут. Олег Яковенко рассказывает, что люди с дыхательной недостаточностью находятся на грани отчаяния.
"Представьте себе, это все равно что себе на голову надеть мешок. Завяжите его – и на сколько вас хватит? Вы почувствуете на себе, что такое, когда мешок на голове и нечем дышать. Или попробуйте подышать с частотой 40-60 вдохов в минуту – на сколько вас хватит? Можно себе представить это состояние, – поясняет Олег Яковенко. – Особенно когда видят, что рядом на кровати умирает другой пациент, это очень негативно влияет на психологическое состояние".
Дыхательная недостаточность может длиться до нескольких недель, говорит пульмонолог. У пациентов, которых вовремя перевели на кислород, больше шансов избежать искусственной вентиляции легких. Ее стараются применять, только когда больные находятся в критическом состоянии.
"Мы с коллегами пытаемся делать все для того, чтобы не доводить пациента до ИВЛ, потому что, к сожалению, подавляющее большинство после ИВЛ не выходят", – признается врач.
В его отделение попадают только тяжелые пациенты, поэтому смертность здесь выше, чем в других больницах. Утром во вторник не удалось спасти одну из пациенток.
"Каждый человек, который умирает в нашей больнице, – это для нас трагедия. Ты пытаешься делать то, что от тебя зависит, но понимаешь, что от тебя зависит не все", – констатирует Олег Яковенко.
Работать в режиме нон-стоп вот уже шесть месяцев крайне сложно, говорит врач. При этом медики готовятся к более серьезной вспышке вируса уже осенью. Они считают, что ситуацию усугубляет то, что многие украинцы пренебрегают мерами предосторожности.
"Нужно, наверное, каждому, кто не верит или не понимает, одеться [в защитную форму] и побыть на нашем месте. И тогда он поймет и почувствует, что такое работать в режиме нон-стоп, спасая больных. Слава богу, у нас нет такой ситуации, как в Италии, не дай бог. Но нам и этого хватает", – говорит пульмонолог.