Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС в Харькове легли под колеса машин скорой помощи в знак протеста против того, чтобы профильную больницу отдали для лечения пациентов с COVID-19. Врачи говорят, что тогда им негде будет проходить диспансеризацию.
С утра 22 июня возле диспансера радиационной защиты в Харькове собрались около сотни чернобыльцев из нескольких областей Украины. Они не пускали в больницу, которую считают своей, пациентов с коронавирусом.
"Я был в 1986 году с первых дней в Чернобыле – 5 месяцев 6 дней. Не два месяца – пять! У меня только на одной ноге 17 операций. Некуда лечь нам, понимаете?" – рассказывает о причине протеста ликвидатор аварии на ЧАЭС Олег Павлов.
Неделю назад стало известно, что областная инфекционная больница Харькова снова переполнена – в реанимации нет мест. Для приема больных с коронавирусом вот-вот откроют чернобыльскую клинику. В списке опорных она была с самого начала пандемии, но ликвидаторы говорят, что об этом не знали, и называют решение властей биологическим терроризмом.
"Мы бьемся, мы свою больницу не отдадим. Так нельзя с нами разговаривать, понимаете. Мы же все-таки ветераны, мы герои Чернобыля. Мы дали жизнь вам, вашим родителям, вашим детям. Всех спасли. С уважением Европа относится. А как к нам относятся? Как губернатор относится? Так нельзя!" – считает ветеран Чернобыля Валентина Коцар.
"Ради 90 выздоравливающих больных власть хотела выставить 21 тысячу других больных, хронической группы, повышенной группы риска. Нам жаль людей, которые больны коронавирусной болезнью, и среди нас такие люди есть, но нам также жаль этих людей [пациентов больницы], потому что власть бестолковая и не может организовать надлежащую работу", – объясняет Владимир Проскурин, глава "Всеукраинского объединения ветеранов Чернобыля".
Чернобыльцы утверждают, что больница не готова принимать инфицированных. Кроме того, они опасаются, что территорию в центре города, где расположена больница, могут отдать в частные руки.
Председатель городской организации "Союз Чернобыль" Анатолий Губарев считает, что больницу могут приватизировать и открыть в этом здании совсем другое учреждение.
"Кто-нибудь подумал, какие здесь макропористые панели стоят, которые невозможно потом будет привести в порядок? Больница полностью утратит свое, она не будет просто существовать. И за этим идет следующий этап, потому это все можно перепрофилировать быстренько в гостинно-ресторанный комплекс какой-нибудь", – говорит Анатолий Губарев.
Протест своих пациентов частично поддержали и медработники диспансера. "Действительно, не весь коллектив согласен: кто-то за, кто-то против. Кто как понимает свое место в этой больнице. Люди объявили, что они не хотят работать, но при этом никто не уволился", – говорит Ирина Пирогова, исполняющая обязанности директора областного диспансера радиационной защиты населения.
Отказ медиков от работы возмутил губернатора Харьковской области и главврача областной инфекционной больницы. В Харькове на протяжении трех месяцев только инфекционка принимает больных с коронавирусом. Персонал истощен.
"Если определена больница, она должна работать, и больные должны лечиться в этом лечебном учреждении. У них много точек доступа есть по кислороду. Например, у нас их 18 по больнице, а у них 40 точек доступа. Больным, поступающим в наш стационар, нужен кислород. У них этот кислород есть", – рассказывает Павел Нартов, директор областной инфекционной больницы.
Чернобыльскую больницу еще весной за деньги спонсоров оснастили для приема больных с коронавирусом. По документам, здесь в отдельном корпусе готовы принять 90 пациентов. Ликвидаторов будут лечить в стационаре в соседнем здании.
"Большой вклад внесло IT-сообщество: практически 300 тысяч стоила кислородная трасса, которой раньше здесь не было. Передавали сюда гуманитарную помощь, завезли респираторы, защитные костюмы, щитки – всего более чем на миллион гривен. И это было сделано в апреле", – рассказывает волонтер Наталья Попова.
Из 300 сотрудников диспансера лечить пациентов с коронавирусом согласились несколько десятков человек.
Олена Араратян, фельдшер-лаборант, говорит, что бригады врачей для лечения заразившихся COVID-19 создали еще тогда, как только начался разговор о перепрофилировании больницы.
"Сразу же в эти бригады не были включены девушки, у которых есть маленькие дети, те, у кого есть пожилые родители, – рассказывает Олена Араратян. – Чтобы медики против вдруг взбунтовались – это все неправда совершенно".
После полудня губернатор Харьковской области подписал распоряжение об открытии диспансера для приема больных с коронавирусом.
Когда на территорию начали заезжать машины скорой помощи, протестующие стали бросаться под колеса: в стычках пострадали двое полицейских. По факту беспорядков открыты три уголовных производства. В знак протеста чернобыльцы угрожают начать голодовку.