В Украине развивается скандал вокруг медицинской реформы. Тысячи медиков могут остаться без работы: им урезали и без того невысокие зарплаты, а многим больницам приказали сократить сотрудников. Так с 1 апреля в стране стартовал второй этап медреформы. Его уже прошли ранее специалисты первого звена медицины, сейчас на очереди спецбольницы. Реформа предусматривает изменения в системе финансирования. В результате с 1 апреля одни больницы получили больше средств, а другим бюджетов не хватит, чтобы выжить.
Людмила Грошилина – заведующая одним из отделений киевской психиатрической больницы. Она прогуливается с нами по коридорам отделения, где работает вот уже 20 лет. И едва сдерживает слезы.
"С первого числа я не сплю и не ем. Мы потеряли совсем смысл того, что мы делали. Это даже нельзя передать, выразить то, что происходит с нами", – говорит она.
В начале апреля персоналу больницы объявили, что нужно уволить 450 медработников. И обязали всех подписать соглашение о готовности работать за минимальную зарплату. А все совместительства и подработки теперь под запретом. По словам Людмилы, даже те сотрудники, которые не подпадут под сокращение, за такие деньги работать не смогут.
"Те, кто будет оставаться на базовой ставке, – они начнут искать себе работу. И уже сейчас они говорят, что если найдут работу, а они ее найдут, то мы останемся без персонала", – рассказывает Людмила.
Среди тех, кто думает об увольнении, – медсестра Светлана. Здесь она работает уже 12 лет. Говорит, что работа не из легких, пациенты часто буйные. А от работы до дома – 200 километров. Раньше за свою работу Светлана получала и так немного – около $250 в месяц. Сейчас, по ее словам, платить ей собираются $120.
"Я встаю в три часа ночи. Приезжаю на работу в восемь утра. И до девяти утра следующего дня. Бегу потом на электричку и приезжаю домой в два часа дня уже на следующий день. Очень маленькая зарплата для работы с такими больными, как у нас", – говорит Светлана.
Пациентами больница загружена. Если медперсонал сократят – лечить их будет некому, говорят врачи. Часть больных может просто оказаться на улице. Некоторые врачи отделения острой психиатрии рассказывают, чем это может обернуться.
"Теперь люди с активными галлюцинациями и бредом, суицидальными и агрессивными тенденциями просто по городам гулять будут. Искать ближайший пруд, где бы утопиться со своим ребенком, или бросаться на мнимых преследователей с ножом в общественном транспорте? Вы думаете, психических болезней не существует, – так вот они есть, хронические и очень страшные, и вы их не видите только из-за того, что кучка энтузиастов за смешные деньги брала удар на себя", – написала одна из врачей.
Второй этап медреформы – это переход больниц на новую систему финансирования. Если раньше государство выделяло деньги в целом на количество мест, то сейчас их будут давать уже за каждого пролеченного пациента. В Национальной службе здоровья оценивают, во сколько обходится один конкретный пациент больнице. В эту сумму включают лечение, питание, зарплату медикам и коммунальные услуги.
Так планировалось сделать медицину в Украине более доступной. А зарплату медиков таким образом поднять: чем больше пациентов – тем больше денег идет в больницу и собственно врачу. В Национальной службе здоровья объяснили, что финансирование рассчитывали исходя из того пакета услуг, который могут предоставить больницы.
"Те медицинские учреждения, которые имеют необходимое оборудование, необходимых специалистов, исторически оказывали большой объем услуг для населения, они справедливо получили больше. Те медучреждения, которые не имеют оборудования и необходимых специалистов, они подались на меньшее количество пакетов от нас, и соответственно тому объему услуг, который они могут реально оказать, они и получили финансирование", – сказала Татьяна Бойко, глава управления коммуникаций ведомства.
Психиатрия в Киеве не единственная сфера медицины, которая оказалась в критической ситуации. Недофинансирована почти тысяча медучреждений по всей Украине. И это официальные данные Минздрава.
Главный врач Днепропетровской областной реабилитационной больницы Инесса Шевченко уже 10 дней как ничего не ест: она объявила голодовку. На ее медучреждение выделили, как она говорит, совсем смешные деньги.
"По всей стране мы повесим халаты на заборы и уйдем. Минимальная сумма из субвенции, на которую выживала наша больница, была порядка двух миллионов гривен в месяц. Это мало на самом деле. А на апрель месяц от НСЗУ я получила 237 тысяч гривен. Два миллиона и 237 тысяч – в пять раз. И такая ситуация везде", – говорит Шевченко.
Идею с голодовкой подхватили и другие медики – и в Днепре, и в других украинских городах. По словам Инессы Шевченко, она не против реформы. Но когда ее предлагала команда прошлого министра здравоохранения Ульяны Супрун – денег планировалось выделить в пять раз больше. Сейчас из-за эпидемии коронавируса плановых пациентов больницы принимают гораздо меньше. Как на выделенные средства врачи будут справляться после карантина, Инесса не знает.
"Я сейчас, дай бог, получу зарплату и буду раздавать ее своим санитаркам и медсестрам. Они у меня великие труженики. Среди них – одинокие мамы, у которых по двое детей, и они уже голодают. Я прекращу голодовку. Но если не прекратится то, что происходит, – завтра голодать, может, уже никто и не будет. Но шины жечь будут", – говорит Шевченко.
В Национальной службе здоровья Украины, которая распределяет деньги, советуют больницам обращаться за дополнительной помощью к местным властям или сокращать ненужных сотрудников. А вот в Минздраве уже заявили, что проводят аудит медучреждений и готовят изменения в реформу, чтобы больницы не закрывались.