В Киеве простились с военным медиком, который погиб на Донбассе. Во время "режима тишины" его эвакуационная группа отправилась за погибшим военным и попала под огонь боевиков. В украинском МИДе видят в произошедшем признаки военного преступления.
"Я медик. Это моя самая главная задача – спасать парней. Чтобы все они вернулись живыми домой", – сказал Николай Илин в своем последнем интервью журналистам телеканала "2+2", записанном около месяца назад.
Николай Илин – этнический белорус, гражданин Эстонии. В начале вооруженного конфликта на Донбассе он отправился служить в морскую пехоту Вооруженных сил Украины.
"Я взял оружие и фактически стал военным именно в Украине. Я начал называть и чувствовать себя военным именно в Украине. Для меня это тоже часть моей истории, которую я когда-то буду рассказывать детям. И я горжусь этим", – говорил Илин.
Николай погиб 13 июля во время эвакуации тела украинского военного.
"Это подлая засада со стороны врага", – говорит военный медик Артур Дацкив.
В тот день вблизи неподконтрольной Киеву Горловки на мине подорвался командир группы украинской разведки. Боевики согласились отдать его тело и через наблюдательную миссию ОБСЕ гарантировали "режим тишины". Тогда на поиски погибшего отправилась эвакуационная группа из девяти человек.
"По предварительной договоренности, наши военнослужащие в белых касках, с белыми наклейками должны были забрать нашего двухсотого. И со стороны врага начался обстрел по первому бойцу, который вел колонну", – продолжает Артур Дацкив.
По словам украинских военных, огонь открыли с трех сторон. Беспилотник зафиксировал раненого морпеха из эвакуационной группы. В белом шлеме и бронежилете он пытался отползти в укрытие. Тогда группа сделала еще одну попытку, с ними вышел и военный медик Николай Илин, но они снова попали в засаду.
"В очередной раз под шквальным огнем, с применением гранатометов, с попаданием в боевого медика, который получил ранения, несовместимые с жизнью, и погиб на месте", – командир 35-й бригады морской пехоты Николай Палас.
Тело Николая Илина забрали поддерживаемые Россией сепаратисты. На подконтрольной им территории тело пробыло четыре дня.
"К сожалению, его забрали они, а не мы. Есть очень много вопросов к этому. Почему произошло так? Почему человек был один? Боевой медик всегда выходит с огневой поддержкой. А тут…" – говорит военный медик Андрей.
На расстрел украинской эвакуационной группы отреагировали и Евросоюз, и Соединенные Штаты.
"От имени США хотел бы выразить глубокое огорчение в связи с сообщениями об убийстве украинского военного медика. Американский народ стоит вместе с народом Украины в его противостоянии жестокой агрессии под предводительством российских сил на Донбассе", – заявил госсекретарь США Майк Помпео.
Украинский президент Владимир Зеленский также отреагировал на произошедшее, правда, о влиянии России на боевиков на Донбассе не упомянул. А вот в Министерстве иностранных дел Украины заявили, что в расстреле группы видят признаки военного преступления.
"У него были значки медика, поэтому это нарушение всех конвенций. Военный медик не мишень. Когда были коридоры, должен был соблюдаться "режим тишины", – отмечает военный мединструктор Анна Малиновская.
Во вторник боевики передали украинской стороне тело еще одного военного. Его пока не идентифицировали. В штабе операции объединенных сил допускают, что им может быть тот самый раненый морпех, которого зафиксировал беспилотник 13 июля.