В Украине коррупционный скандал: за решеткой мог оказаться топ-чиновник из команды Зеленского. Антикоррупционное бюро подозревает заместителя главы офиса президента Олега Татарова в том, что он еще в 2016 году, работая в строительной компании "Укрбуд", был замешан в коррупции. Речь идет о махинациях с жильем для военнослужащих. По оценкам расследователей, тогда государство обманули почти на 3 млн долларов. Однако Генпрокуратура фактически заморозила это дело. После протестов общественности наконец Высший антикоррупционный суд постановил вернуть его на доработку.
Юрий Бутусов, украинский журналист-расследователь, главный редактор издания "Цензор.Нет", в эфире Настоящего Времени проясняет ситуацию.
— Юрий, учитывая те данные, которые у вас имеются, как вы считаете, почему Генеральная прокуратура забрала это дело у Национального антикоррупционного бюро и почему суд сейчас возвращает его обратно?
— Только политические причины могут быть, никаких правовых причин для этого нет. События, как сказал директор НАБУ, абсолютно беспрецедентные: прокуратура забирает дело и говорит, что не считает нужным поддерживать это обвинение в суде. Это прямое вмешательство в независимость антикоррупционных органов, в саму логику построения антикоррупционных органов, которые были созданы. И это полное противоречие и законам Украины, и нашим международным обязательствам.
— Главный свидетель в деле Татарова – известный киевский застройщик, бывший директор "Укрбуда" Максим Микитась. Татаров был у него заместителем. Более того, вы опубликовали фотографии с их совместного отдыха – то есть они дружили. И вдруг Микитась свидетельствует против своего друга Татарова. Вы много часов говорили с Микитасем, вы поняли его мотив?
— Я думаю, возможно, как он и сказал в интервью, ему стало обидно, что за все проблемы компании отвечает он один. Он рассказывал детально структуру своей собственности: компания была раздроблена, по сути. Сам по себе "Укрбуд" – это был конгломерат: порядка 50 различных компаний, которые брали подряды по самым разным объектам и владели большим количеством земли, объектами недвижимости и различными девелоперскими проектами. Этим конгломератом управляли доверенные лица Микитася: он был владельцем, они осуществляли оперативное управление, прикрытие, юридическое обеспечение. Конкретно Татаров осуществлял контроль и "решение вопросов" с силовиками.
Поэтому мне так кажется, что Микитась ожидал с их стороны поддержку, а вместо этого мы видим, что они решили все грехи этой компании свалить на одного Микитася.
И надо отметить, что они поделили между собой объекты собственности. Компания, которая принадлежит тестю Олега Татарова, претендует на один из крупнейших участков застройки в Киево-Святошинском районе – 1,5 га под жилой комплекс.
— Почему Зеленский не идет на требования гражданского общества? Они просты – отстранить Татарова и в суде установить истину.
— Зеленский уже давно поменялся. Тот Зеленский, который размахивал шашкой и говорил в конце 2019-го – начале 2020 года: "Я вас в любой момент поменяю, всем бояться, всем меня слушать", – он уже исчез.
Сейчас есть другой Зеленский, полностью зависимый от других групп влияния – от олигархов, от своего окружения. И он становится заложником тех отношений, которые созданы вокруг него, поскольку он опирается не на институции – он опирается на личные отношения из своего окружения.