Некоторые командиры разведывательного подразделения "Иностранного легиона", предположительно, замешаны в различных нарушениях, включая злоупотребления, воровство, сексуальные домогательства, нападения и отправку неподготовленных солдат на опасные задания, следует из расследования The Kyiv Independent, основанное на интервью с легионерами, письменных свидетельствах более десятка бывших и действующих членов легиона и 78-страничном отчете о проблемах в этом подразделении.
В начале войны Украина создала "Иностранный легион" для граждан других стран, которые хотят помочь защитить страну от российского вторжения. Как рассказали иностранные легионеры, этот легион состоит из двух подразделений, одно из которых курируют Сухопутные войска Украины, другое – управление разведки министерства обороны Украины.
По словам военных, их командиры подчиняются начальнику ГУР Кириллу Буданову, официально крылом ГУР "Иностранного легиона" руководит майор Вадим Попик. Утверждается, что власть в легионе принадлежит нескольким людям: офицеру разведки Тарасу Вашуку, его дяде, которого также зовут Тарас, а также Саше Кучинскому. Все трое руководят операциями подразделения, а Кучинский, помимо этого, отвечает за логистику и снабжение.
"Иностранный легион" в Северодонецке. Добровольцы из Австралии, Бразилии, Франции и Грузии прибыли на помощь ВСУ:
Тарас Вашук и его дядя посылали солдат на опасные для жизни задания, говорят солдаты. Один из таких случаев, по словам американского легионера, произошел недалеко от Николаева, когда российские военные обнаружили их отряд и начали обстреливать их позиции. При этом остальные члены подразделения отступили, оставив их без поддержки. "Мы были буквально брошены, и они не хотели нас эвакуировать", – рассказал собеседник издания. Во время этой операции погиб Скотт Сибли, еще трое получили тяжелые ранения.
Отряду удалось избежать обстрела, однако другой группе, как утверждается, приказали занять ту же позицию. Военнослужащие сказали командиру, что позиции обнаружены российскими военными и если они вернутся, то погибнут. Несмотря на это, как заявил американский легионер, старший Тарас послал группу на прежнюю позицию, в результате чего четверо человек были убиты, несколько ранены, а один взят в плен. Этому пленному солдату – Эндрю Хиллу – теперь грозит "суд" и возможная казнь по обвинению в наемничестве.
Саша Кучинский, как утверждают солдаты легиона, не только посылал бойцов на смерть, но и заставлял их помогать ему грабить магазины, а также издевался над ними. В частности, по словам одного из них, солдаты-евреи сталкивались с антисемитизмом со стороны Кучинского. Он также требовал долю от снаряжения и оборудования, которое солдат покупал для своих коллег из легиона. Когда солдат отказался их отдать, Кучинский наставил на него пистолет.
"И тогда Саша [Кучинский] просто начал кричать, кричать, – рассказывает солдат. – Он сказал: "Я знаю, что здесь есть вещи. Отдай мне свои вещи". И на глазах у переводчика поднял на меня оружие. Я сказал: "Ты собираешься стрелять в меня? Ты собираешься стрелять в меня?". И тут появился такой взгляд, взгляд раскаяния, что-то похожее на "О, черт", после чего он опустил оружие".
Во время боев за Северодонецк в начале июня, по словам легионеров, Кучинский приказал им поехать до торгового центра в Лисичанске и забрать товар из магазинов. "Я непосредственно слышал приказ Саши Кучинского ворваться в торговый центр, как можно быстрее забрать мебель и электронику и по пути собрать все возможные ценности",– написал канадский боец в своем заявлении после инцидента.
Согласно официальным показаниям солдат, "Саша" велел подчиненным брать все, что им нравится: обувь, женскую одежду, украшения, часы и электронику. Некоторые солдаты отказывались выполнять задания Кучинского. "Местные жители видели, как мы грузили мебель, и мне стало очень не по себе. Было ощущение, что мы их грабим. Я не для этого приехал в Украину", – говорится в показаниях колумбийского солдата.
Кучинский, по словам другого американского легионера, также домогался женщин-медиков в их подразделении, они жаловались, но никто ничего не предпринимал.
Кроме того, солдаты рассказали, что регулярно становились свидетелями подозрительных, по их мнению, перемещений оружия. Несмотря на то, что оружейные склады легиона были забиты всевозможным тяжелым оружием и боеприпасами, солдаты утверждают, что зачастую они не попадали в их руки.
"Во время моего пребывания в Северодонецке прибыл гражданский автомобиль, окрашенный в камуфляж, в котором находились тепловизоры", – написал в своих показаниях солдат из Колумбии. Они не были распределены между солдатами по причине их якобы отсутствия. Однако Саша Кучинский предложил военным купить эти тепловизоры за 300 долларов США." По его словам, двое его сослуживцев повредили слух из-за отсутствия наушников, которые, как сказал он, находились в их арсенале, подконтрольном Кучинскому.
Саша Кучинский в случае неприятностей, как утверждается, обращался за прикрытием к Тарасу Вашуку. Он до сих пор остается де-факто командиром легиона. Сам Кучинский отказался комментировать жалобы в свой адрес. "Эти вопросы должна решать военная прокуратура, – сказал он по телефону The Kyiv Independent. – Никаких комментариев. Я занят". Затем повесил трубку.
Саша Кучинский, по данным источников издания, это не настоящее имя одного из командиров подразделения, но якобы является Петром Капущинским, бывшим членом преступной организации из Польши. По просьбе издания Bellingcat провел сравнительный анализ фотографий Саши Кучинского и фотографий Петра Капущинского. Результаты подтверждают вывод о том, что на фотографиях изображен один и тот же человек, говорится в расследовании.
В Польше Капущинский разыскивается за мошенничество, ему грозит до восьми лет лишения свободы. Издание со ссылкой на СМИ пишет, что Капущинский является бывшим членом банды и в 2014 году бежал из Польши, а через два года появился в Украине. В октябре 2016 года в Украине его обвинили в грабеже при отягчающих обстоятельствах и сексуальном насилии, но ему было предъявлено обвинение только в грабеже. В ноябре 2016 года он был задержан и провел за решеткой более года. В 2017 году Варшава попросила Киев выдать Капущинского, но украинские власти ответили, что будут судить его сами.
В мае 2021 года силовики обыскали автомобиль Капущинского, где нашли пистолет и патроны, а затем провели обыск в здании, которое он использовал, и нашли взрывчатку. За хранение незаконного оружия ему грозило до семи лет лишения свободы, но его почти сразу выпустили под залог в размере почти 2 500 долларов. После начала войны Капущинский поступил на военную службу, после чего суд приостановил его дело, а в мае 2022 года вернул залог. Криминальное прошлое не помешало Капущинскому попасть в легион и занять там руководящую должность. Согласно законодательству, все иностранные новобранцы должны проходить проверку биографических данных, прежде чем вступить в ряды украинской армии, отмечает издание.
В Украине граждане могут служить в армии, если в отношении них ведется уголовное производство или имеется погашенная судимость. Однако этот закон не распространяется на иностранцев, указывает The Kyiv Independent.
Иностранные легионеры говорят, что сначала они жаловались своим командирам, затем депутатам, а потом дошли до администрации президента, однако, по их словам, помощи они оттуда не получили. Уполномоченный президента по правам военнослужащих Алена Вербицкая сообщила газете, что проинформировала свое начальство о жалобах легионеров. В самой администрации не ответили на просьбу журналистов о комментарии до публикации.
По словам военнослужащих, ситуация после жалобы в администрацию президента ухудшилась, поскольку те, кто забил тревогу по поводу руководства легиона, начали испытывать давление и получать угрозы.
"Там были действительно хорошие ребята из спецназа. Я имею в виду, не из обычных вооруженных сил. Многие ребята из спецназа буквально сказали: "Нет, спасибо. Мы больше не можем так работать", – сказал один американский солдат. При этом те, кто остался в подразделении, хотят, чтобы оно продолжало помогать Украине противостоять России. По их мнению, чтобы делать это эффективно, легион должен быть реформирован под новым руководством.