В последнее время в Украине все больше тяжелых пациентов, которые нуждаются в кислороде. На всех его уже не хватает. В Минздраве предупреждают: Украина близка к катастрофе, когда врачам придется выбирать, кого спасать.
Телефон Леси Литвиновой разрывается от звонков. На связи она круглосуточно. В это время прямо на рабочем месте спит ее маленькая дочка. Леся вместе с другими волонтерами собирает деньги на кислородные концентраторы и отправляет их пациентам, которые из-за коронавируса не могут дышать самостоятельно.
“Врачей жалко, вы не представляете как, у них на глазах умирают люди. Они не могут ничем помочь. И мы им не можем ничем помочь, – говорит Леся. – Мы помогаем пациентам. У нас нет возможности покрыть всю страну, как бы ни хотели. И когда врач в больнице говорит, что у него нет кислородных концентраторов, нам приходится говорить: мы не дадим. У нас эти концентраторы гуляют по людям”.
Светлана – одна из тех, кому Леся Литвинова отправляла кислородный аппарат домой. Коронавирусом женщина заболела в начале октября. Пропали обоняние и вкус, начался кашель. Со временем женщине стало тяжело дышать.
Первый приступ, по ее словам, был самым страшным и длился несколько часов. “Ты вдыхаешь, а оно не дышится, – вспоминает Светлана. – Ночью просыпаешься от того, что тебя кто-то подушкой накрыл и плитами сдавленная грудь”.
С последствиями коронавирусной инфекции женщина борется до сих пор.
“Количество потребления кислорода больницами возросло в разы, – говорит председатель наблюдательного совета "Криогенсервиса" Сергей Защенков. Его предприятие обеспечивает медицинским кислородом больницы по всей Украине. – В некоторых больницах в 10, 20 раз. Александровская больница, к примеру. Они потребляли пять тонн в месяц. Сейчас – больше 100 тонн в месяц. И эта цифра растет. Мы уже потеряли учет, насколько это потребление увеличилось”.
Из больниц сюда звонят ежедневно. Сотрудники развозят кислород и днем, и ночью. Но на всех его уже не хватает, говорит Защенков, поэтому многим медучреждениям приходится просто отказывать.
В Минздраве Украины признают, что ситуация с дефицитом медицинского кислорода и заполненностью больниц для пациентов с коронавирусом близка к критической.
"Как бы мы не пытались увеличить количество коек, все равно есть предел, и в случае, если заполнение достигнет 100%, нам придется применять активацию протоколов медицинского сортирования с приоритетом предоставления медицинской помощи больным с большими шансами на выживание. Это будет означать, что наша медицинская система не выдержала, фактически это будет катастрофа", – говорил глава ведомства Максим Степанов.
Волонтер Леся Литвинова замечает, что у властей было достаточно времени, чтобы подготовиться к тому, что происходит: "У МОЗа было три месяца летних для того, чтобы подготовиться к тому, что происходит. Что будет происходить – МОЗ понимал. Понимали все. Предупреждали все. Пути решения предлагали все".
В украинских больницах сейчас находится более 20 тысяч пациентов с COVID-19. Медики жалуются: персонала уже критически не хватает. Ведь сами они тоже болеют и работают из последних сил. Эксперты подсчитали: заболевших в три раза больше, чем говорит официальная статистика. По прогнозам Киевской школы экономики, до конца года в Украине от коронавирусной инфекции умрет около 20 тысяч человек.