Ссылки

Новость часа

"​​​У нас забрали старшего, у соседей забрали по 3-4 сына. Всех убили". Рассказы родных жертв гражданской войны в Таджикистане


"Сын сидел с друзьями на улице. Их всех вывезли в горы. У соседей забрали по три-четыре сына: всех вывезли и убили"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:45 0:00

"Сын сидел с друзьями на улице. Их всех вывезли в горы. У соседей забрали по три-четыре сына: всех вывезли и убили"

Двадцать пять лет назад, 27 июня 1997 года, в Таджикистане официально завершилась гражданская война: в этот день в Москве было подписано "Соглашение о мире и национальном согласии". Документ подписали президент Таджикистана Эмомали Рахмон и глава объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури в присутствии специального представителя генерального секретаря ООН.

Хотя с этого дня прошло уже четверть века, до сих не подсчитано, сколько именно человек погибли в Таджикистане за пять лет вооруженного противостояния – с 1992 по 1997 год. По разным данным, их число может составлять от 50 до 150 тысяч человек. Но до сих пор никто не занимается подсчетом жертв войны и их поиском.

Абдумаджид Саидов – житель поселка Имом Азам и один из тех, кто потерял родных во время гражданской войны. Сразу двое его братьев были жестоко убиты неизвестными в Душанбе в 1992 году. Каждый год 27 июня Абдумаджид приходит в гости к своим родителям. Они долго сидят на скамейке и говорят о родных для них людях.

"Их убили в Душанбе. Одного якобы мобилизовали и вывезли в Душанбе. В тот день, в октябре 1992-го, второй брат поехал его искать и не вернулся, – рассказывает Саидов. – Через 59 дней привезли старшего – его застрелили и сожгли прямо в машине. Младшего, как я слышал, вывезли на окраину Душанбе и расстреляли с тремя сотнями других призывников".

В поселке Чинор города Турсунзаде 24 ноября 1992 года горе пришло в каждый дом. В том числе в семью Садафмо Асроровой. Ее 14-летнего сына Иброгима неизвестные забрали прямо возле дома. На следующий день муж Садафмо нашел его тело в горах неподалеку от кишлака, вместе с телами сотен односельчан.

Вспомнить все: как в 1992 году начиналась гражданская война в Таджикистане
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:58 0:00


"Наш сын Иброгим сидел с друзьями на улице. Их всех вывезли в горы, – рассказывает Садафмо Асророва. – У нас в семье забрали старшего, то есть Иброгима, а у соседей забрали по три-четыре и даже по пять сыновей. Отцов их тоже забирали. Всех вывезли и убили".

По словам Садафмо, виновных в массовой казни жителей этого поселка не нашли. Женщина говорит, что представить не может, кому могло понадобиться убийство мужчин, подростков и молодежи. Садафмо подчеркивает, что среди тех, кого забрали у ее ближайших соседей, большинству было от 14 до 18 лет.

Жители поселка Чинор тоже говорят, что не любят ворошить прошлое. После массовой казни, которая произошла здесь в 1992 году, они решили не вывозить тела, а похоронили всех погибших в братской могиле: обнесли место захоронения дувалом, посадили кипарисы и другие деревья. В этом кургане похоронены 800 убитых жителей поселков Джартеппа и Чинор. Большинству из них было от 14 до 25 лет. И такие массовые захоронения есть практически в каждом районе Таджикистана.

Власти Таджикистана за 25 лет, которые прошли после официального завершения гражданской войны, так и не подсчитали количество подобных кладбищ и не сообщили точное число жертв войны. По официальным данным, за время войны погибли свыше 60 тысяч человек. Около 25 тысяч женщин овдовели, а 55 тысяч детей потеряли родителей, сотни тысяч семей были вынуждены покинуть свои дома и бежать в соседние с Таджикистаном страны. Но власти и не скрывают, что эти подсчеты приблизительные.


"У нас разные варианты были исчезновения людей. Во-первых, бесследно исчезнувшие. Во-вторых, пропавшие в реке Пяндж: просто река их унесла, и никто не знает, сколько человек она унесла, – перечисляет политолог Сайфулло Сафаров. – ​В-третьих, есть люди, которых убивали и бросали в речках, болотах и так далее. Их тоже никто не может найти. В-четвертых, людей сжигали".

Попытки посчитать убитых были, но редкие энтузиасты прекращали это дело по различным причинам.

"Я сам составил список, в котором у меня четыре тысячи имен убитых в годы гражданской войны. Но много лет назад власти мне заявили, что хотят сами составить полный список, и я прекратил работу, – ​рассказывает таджикистанский политик Иброгим Усмонов. –​ Они мне это сказали, но оставили все как есть. Я думаю, что составить такой список –​ это долг интеллигенции страны".

В моей стране заблокировали

Настоящее Время

XS
SM
MD
LG