Ссылки

Новость часа

"Ты понимаешь, что сделал что-то важное". Волонтеры, которые тушат пожары в России, объясняют, зачем рискуют жизнью


Площадь лесных пожаров в России с начала года уже превысила 10 млн га. Горела страна и в прошлые годы, и все последнее десятилетие во всех регионах, от Подмосковья до Забайкалья, пожары тушили добровольцы. Они самостоятельно закупали оборудование, рыли траншеи, чтобы остановить огонь, и старались привлекать внимание к проблеме – обращаясь и к властям, и к международным активистам.

Волонтеры, которые тушат пожары в России, объясняют, зачем рискуют жизнью и здоровьем
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:26 0:00

В этом году самым громким было обращение якутской активистки Розы Дьячковской: она достучалась с информацией о пожарах в ее регионе до знаменитого актера Леонардо Ди Каприо. После того как Дьячковская обратилась к нему за помощью, женщину затравили в соцсетях, предположительно атаковали платные боты, и ей пришлось удалить все публикации.

Гульнара Алексеева – еще одна жительница Якутска. Она – ветеран МВД, а теперь еще и координатор пожарных добровольцев в регионе. Гульнара говорит, что не смогла просто так смотреть новости о масштабных лесных пожарах и решила действовать сама.

"У нас нигде ни одного не было внятного ответа, что вот здесь есть волонтерский центр, что здесь мы всех записываем", – вспоминает она.

Алексеева обзвонила знакомых, написала в соцсетях и собрала первую группу волонтеров, которые и отправились тушить лесной пожар. В тот раз ресурсы у них быстро закончились, но за несколько дней штаб заработал в полном объеме, и у добровольных пожарных появились и ресурсы, и техника. Но она говорит, что поток добровольцев был огромным лишь поначалу, а теперь иссяк. Людей для тушения огня снова не хватает.

"За два-три дня мы стали более-менее материально технически оснащены. Начали поступать какие-то пожертвования, люди простые что-то приносят, предприниматели, – ​рассказывает Алексеева. –​ А до этого все было своими силами: своя еда, свои вещи, свои машины, свои лопаты".

На данный момент штаб Гульнары собрал и подготовил для тушения пожаров в Якутии около 150 волонтеров.

"Они приезжают на места, их встречает администрация, – ​рассказывает координатор. – ​Им выдают руководителя, обученного человека из ГУП "Якутлесресурс". Он в правовом поле наших добровольцев организует, проводит инструктаж".

Большинство тех, кто откликнулся на призыв о помощи в Якутии, тушат пожары впервые. Но волонтерскому пожарному движению в России уже много лет, и они работали в разных регионах.

"Сейчас есть 22 группы добровольных лесных пожарных в 19 регионах, – рассказывает Софья Косачева, руководитель противопожарной программы Greenpeace. – Приходится простых неравнодушных людей собирать, обучать экспресс-курсами на месте. Сначала – ​какие-то самые простые вещи рассказывать. И стажировать их в том числе на руководителей тушения пожаров".

В лагере Общества добровольных лесных пожарных на Ладожском озере, в котором работает Косачева, сейчас около 30 человек. Волонтеры ездят в этот регион уже 13 лет, и все эти годы каждое лето национальный парк "Ладожские шхеры" горит. "Авиалесохрана" обычно тушит только крупные пожары "на материке", а волонтеры самостоятельно патрулируют острова на Ладоге. Они подчеркивают, что 9 из 10 природных пожаров случаются по вине человека, но нынешнее лето, с его аномальной жарой и сухими грозами, еще больше добавило работы пожарным.

"Мы закупили на свои средства мотопомпы, рукава, ранцевые лесные огнетушители, первую моторную лодку и начали свое дежурство в Шхерах в 2008 году, – ​вспоминает Кирилл Булашевич, председатель правления Общества добровольных лесных пожарных. – За эти все годы вместе потушено более 100 пожаров, из них только в этом году – ​более 30".

В лагере установлена армейская дисциплина: есть кухня, четкий график дежурств, алкоголь запрещен. Марина Исаева – волонтер со стажем, но в лагере на Ладоге впервые. Она работает учителем физкультуры в школе и говорит, что после работы тушить пожары для нее – лучший отдых.

"Я на полчаса отошла, а у нас уже следующий пожар. Ты видишь, как все полыхает, дымит. Потом спустя какое-то время, спустя часы работы, ты видишь уже совершенно другую картину. И это впечатляет, ты понимаешь, что сделал что-то важное", – объясняет она.

На другой стороне Ладожского озера находится поселок Назия, рядом с которым – один из крупнейших торфяников в регионе. Там также работают сотрудники Greenpeace и волонтеры: пожар на торфянике угрожает задымлением крупным городам.

Сводный отряд из сотрудников Greenpeace недавно вернулся из национального парка "Ленские столбы" в Якутии. Туда приехали добровольцы из разных регионов России – Красноярска, Краснодара, Новосибирска. Но как рассказывают добровольцы, какой бы запредельной мотивацией они ни обладали, сил на то, чтобы справиться с огнем в Якутии, все равно не хватает.

"​В первую очередь людей не хватает в государственной системе охраны лесов. Это напрямую зависит от финансирования. Сейчас ответственность, возложенная на сферу лесного хозяйства, финансируется в России примерно на треть, – объясняет ​Софья Косачева, руководитель противопожарной программы Greenpeace. – Соответственно, сделать нормальный штат и набрать людей, чтобы они могли нормально работать, просто физически невозможно".

О нехватке денег на борьбу с лесными пожарами говорят власти многих российских регионов. И без волонтеров они справиться со стихией не в состоянии.

"Мы вчера, как созданный штаб, сходили в правительство, осветили, как мы работаем. Но я понимаю наше правительство: они такие масштабы не в состоянии преодолеть сами", – говорит Гульнара Алексеева.

XS
SM
MD
LG