В Турции 14 мая пройдут президентские выборы. За три дня до голосования от предвыборной гонки отказался один из кандидатов – Мухаррем Индже, которому пророчили около двух процентов голосов, но его отказ может изменить расклад сил.
Чего ожидать от президентских выборов в Турции и что изменится после них – рассказал директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
– Казалось, что Турция в последние годы отходила от принципов демократии. Казалось, что и честные выборы в стране невозможны. Вероятно, это ошибочные ощущения, как вы считаете?
– Будем смотреть по результатам. Конечно же, сейчас идет достаточно жесткая предвыборная борьба. Мы видим, что стороны этого избирательного процесса достаточно активны. Вместе с тем существует большое количество фейков, достаточно различной непроверенной информации, которая вбрасывается. Многие называют эти выборы самыми грязными за всю историю Турции. Но, опять-таки, главное – это как будут считаться голоса.
– Но тем не менее Эрдоган более 20 лет у власти: 11 лет премьер-министр, потом президент. В Турции, как и в России, поменяли Конституцию. У Эрдогана, как и у Путина, обнулили сроки, что позволило Эрдогану снова баллотироваться на выборах в этом году. А вообще можно ли сравнивать режим Путина и режим Эрдогана. Насколько они близки?
– Авторитаризм имеет определенные схожести. И трансформация авторитарного лидера во многих местах похожа. Я бы не стал, конечно, сравнивать Эрдогана и Путина, потому что Эрдоган, несомненно, – это политическая фигура, которая много сделала для Турции. Фактически за эти 20 с лишним лет этот политик привел Турцию в топ развитых государств. С его помощью и при его поддержке было реализовано огромное количество реформ, особенно в начале его правления. Да, в последующем есть эти крены, особенно после неудавшегося переворота 2016 года и исламистских экспериментов в экономике ситуация несколько менялась не в пользу Эрдогана. Но в целом, конечно же, это две разные по величине фигуры.
– Но тем не менее мы видели сближение в последнее время Эрдогана с Путиным. Так что даже "Росатом" построил на территории Турции атомную электростанцию, которую недавно открыли. А в случае победы оппозиционера на выборах – не Эрдогана – как вы считаете, продолжатся ли такие тесные связи Турции с Россией?
– Я бы обратил внимание на последний твит Кылычдароглу, где он предупреждает "дорогих русских друзей" о том, что если они будут продолжать вмешиваться в дела Турции, то отношения могут испортиться. Но при этом всем в этом же самом твите он говорит, что для Турции важны отношения с Россией.
Я отмечаю, что оппозиция достаточно мало говорит об этом направлении. Они поддерживают такую общую тональность и необходимость продолжения сотрудничества, важности российских рынков и так далее. Мне кажется, что основные события произойдут уже после выборов. И в случае победы Кылычдароглу там произойдут очень серьезные изменения на западный вектор. Это уже заявлено. Также в окружении Кылычдароглу есть достаточное количество экспертов и политиков, которые настаивают на усилении поддержки Украины.
– Если говорить о войне, которую Россия ведет против Украины, как здесь может измениться позиция Турции в случае победы Кылычдароглу?
– Я думаю, что здесь во многом будет зависеть от быстроты изменения ситуации и отношений между Турцией и Соединенными Штатами Америки, Турцией и Европейским союзом, Турцией и НАТО. Тут важно решение Турции о том, чтобы Швеция как можно быстрее вошла в НАТО. Вот эти все проблемы, которые существовали в отношениях, должны быть решены.
Но важно также то, что сейчас очень много звучит экспертных оценок со стороны представителей оппозиции о необходимости усиления поддержки Украины, о большей солидарности в рамках Североатлантического альянса и работе с основными союзниками по прекращению войны и полному выходу российских войск со всей территории Украины.
– В случае победы оппозиции можем ли мы увидеть большую военную помощь для Украины от Турции?
– Это обсуждается, но, мне кажется, пока говорить об этом в качестве очевидного факта рано.
– Тем не менее мы видим, что ближайший соперник Эрдогана Кылычдароглу лидирует по результатам соцопросов. А сможет ли так легко Эрдоган отдать свою власть в случае проигрыша?
– Конечно, нет. Это очевидно. Поэтому все внимание приковано к Турции, поскольку все понимают драматичность этой ситуации.
С другой стороны, оппозиция не готова уступить. Они готовы дать бой на избирательных участках и защищать этот выбор. Поэтому, конечно, этот драматизм ощущается и воскресенье будет достаточно горячим.
– В воскресенье мы увидим результаты выборов или будет второй тур?
– Оба кандидата пытаются решить проблему в первом туре – это очевидно. Мобилизация и сторонников Эрдогана, и сторонников Кылычдароглу сейчас максимальная для того, чтобы решить вопрос в первом туре и не затягивать эту ситуацию. Но шансы где-то 50 на 50. Вполне возможно, что второй тур будет. Некоторые наши эксперты, которые постоянно комментируют эту ситуацию, говорят: "Это кошмар", потому что это еще две недели такой напряженной работы.