Главная тема последней недели в США – конфликт между Конгрессом и президентом Трампом из-за стены на границе с Мексикой. Трамп заявил, что намерен выполнить предвыборное обещание и построить стену. Конгресс же наотрез отказался давать на это деньги, а именно запрошенные президентом $5,6 млрд.
А что, сейчас на границе забора нет?
Формально есть: забор на границе с Мексикой власти США начали строить еще в 90-е годы. Но нынешний "забор" представляет собой не единую "стену", а множество мелких и крупных заборов разного дизайна и технической оснащенности. Они были поставлены в разные годы разными штатами и приграничными территориями и мало унифицированы. Где-то это полноценный забор, как в Калифорнии и Техасе, где-то к нему добавляется "виртуальная стена": камеры наблюдения и датчики движения, которые позволяют отследить нарушителей границы.
Образцовым вариантом стены, которая уже действует, можно считать забор, который тянется от Сан-Диего в Калифорнии до города Юма в Аризоне: он был построен к концу 2010-х годов. Это стена высотой 6,4 метра, которая уходит в землю на 1,8 метра, причем метр из подземной части представляет собой армированный бетон (это не позволяет легко и быстро прокопать под стеной туннель).
Именно этот участок границы во многом предлагается взять за образец для "стены Трампа".
Почему именно для Трампа стена так важна?
Трамп – не первый, кто говорит о стене. Этот пункт практически в "трамповской" формулировке содержится в программе Республиканской партии с 2012 года. Республиканцы настаивают, что пункт о подобной стене даже содержался в "Указе о стене безопасности", принятом в 2006 году (документ предусматривал строительство стены примерно на трети протяженности границы между США и Мексикой). Но даже в этом урезанном виде полноценный забор на границе с Мексикой так и не был построен на 100%.
Однако для Трампа стена – это действительно принципиальный момент. С 2016 года, то есть со времени своей избирательной кампании, политик настаивал на том, что только полноценная стена не даст возможности проникнуть в США нелегальным мигрантам, торговцам людьми и наркоторговцам. И если это произойдет, в будущем стена, как считает Трамп:
- даст возможность сократить госрасходы на полицейские и силовые структуры, так как будет меньше преступности,
- уменьшит расходы властей США на содержание, легализацию или депортацию нелегалов,
- сократит смертность населения США от наркотиков.
Эксперты согласны не со всеми этими утверждениями Трампа. Но для нынешнего президента США обещание построить стену было главным предвыборным обещанием, и он твердо намерен его реализовать – с поддержкой остальных ветвей власти или нет.
Сколько эта стена вообще стоит, это кто-нибудь считал?
На самом деле нет.
Стоимость полноценной стены оценивалась по-разному: назывались цифры в $8 млрд, $12 млрд, $15-25 млрд (оценка Bernstein Research). Наиболее реалистичной цифрой, по всей видимости, стоит считать внутренний документ Департамента внутренней безопасности США, который в феврале 2017 года опубликовал Reuters. В нем строительство стены оценивалось в $21,6 млрд и должно было занять три с половиной года от момента начала строительства. В январе 2018 года администрация Трампа запросила "на стену" $18 млрд на следующие десять лет, но для реализации лишь первого этапа стройки. Конгресс в тот раз этот запрос не одобрил.
А чего такие разночтения – в несколько раз?
Официально проект "стены", ее внешний вид и техническое оснащение до сих пор не утверждены. Есть несколько проектов разной стоимости, но окончательное решение о том, как она будет выглядеть, вероятно, будет принято после того, как будут построены несколько тестовых участков и служба погранконтроля протестирует их и выберет один из вариантов.
В марте 2018 года Конгресс одобрил выделение на строительство стены первых $1,6 млрд. На эти деньги, например, уже были построены около 150 км бетонного забора в Калифорнии в окрестностях Сан-Диего, а 26 октября были представлены также первые три километра стального забора в окрестностях города Калехико в Калифорнии.
Какой из этих вариантов будет в итоге выбран в качестве "стены" – пока неясно. Трамп, судя по его заявлениям, предпочел бы не стальной забор, а полноценную бетонную стену, уходящую глубоко под землю (и даже предлагал установить наверху этой стены солнечные батареи). Но не исключено, что вместо бетонной стены будет построен стальной забор, это все пока предмет торга.
Но ему эти деньги могут и не дать?
Именно. Сейчас это главная проблема: как будет финансироваться стройка. По закону деньги на нее должны быть прописаны в бюджете, а бюджет США, включая разбивку по конкретным статьям, утверждает Конгресс (отдельно Палата представителей и отдельно Сенат. Причем в Сенате для утверждения бюджета необходимы 60 голосов из 100, а у республиканцев есть только 53).
Нет бюджета – нет и стройки: в этих условиях по закону официально возведение стены начать нельзя. Так что на самом деле битва Трампа за бюджетные статьи "на стену" продолжается в Конгрессе уже более полутора лет (25 января 2017 года, почти сразу же после вступления в должность президент подписал так называемый "Указ 13767", который отдал распоряжение правительству США начать строительство стены). А сейчас ситуация просто обострилась, так как распоряжение до сих пор не подкреплено подзаконными актами, которые бы определили, сколько денег в бюджете могут быть потрачены на стену и из каких статей бюджета эта стройка должна финансироваться.
Есть и бюрократические противоречия?
Трамп настаивает на внесении в закон о бюджете отдельной статьи "на стену", которая фиксировала бы расходы на стройку и не позволяла бы использовать деньги на другие цели. Но с бюджетом на 2018 год, который был принят в конце 2017 года, ему этого сделать не удалось: отдельной статьи расходов "на стену" в нем не было предусмотрено. В формулировках того бюджета вместо четко прописанной статьи и закрепленных в ней расходов был лишь в целом увеличен на $2,8 млрд бюджет Департамента внутренней безопасности США, к которому относится и пограничная служба.
Глава Департамента внутренней безопасности Джон Келли на слушаниях в Сенате говорил, что $2,6 млрд из этих денег так или иначе потрачены именно на стену, то есть "на закупку технологии контроля границы, разработку плана и дизайна забора, а также, собственно, на ее строительство". Но практически расходы внутри одного ведомства могут быть перераспределены, и у президента есть мало способов этому противостоять.
Год назад Трамп после дискуссий с республиканским большинством в Конгрессе (на тот момент республиканцы контролировали и Палату представителей, и Сенат) согласился подписать бюджет в одобренном ими варианте, с расплывчатыми формулировками. Но за год политическая ситуация изменилась. Демократы на промежуточных выборах получили большинство в Палате представителей, а республиканцы так и не смогли набрать 60 голосов в Сенате. В итоге идея Трампа об отдельной статье "на стену" в размере более $5,6 млрд в бюджете столкнулась с жестким противостоянием демократического большинства.
Лидеры демократов в Палате представителей считают, что:
- $5,6 млрд на стену не нужны, можно обойтись меньшими суммами,
- сам проект "стена" тоже не нужен, уже действующих мер безопасности достаточно.
Они готовы прописать в бюджете лишь $1,3 млрд на "усиление мер контроля на границе", как и в прошлогоднем бюджете. И в такой формулировке теоретически эти деньги можно использовать, например, для закупки нового оборудования для пограничников в аэропортах, а вовсе не для работ на мексикано-американской границе.
Трамп же вообще не хочет подписывать бюджет, если в нем не будет зафиксирован проект "стена" в виде отдельной статьи расходов и конкретной суммы, которая на него будет выделена. И эта сумма, настаивает президент, должна быть не меньше запрошенных им $5,6 млрд.
Если они не договорятся, что дальше?
Разногласия между Трампом и законодателями уже привели к так называемому "шатдауну" – невыделению средств на работу структур, которые финансируются из бюджета правительства, и временному прекращению их работы.
На данный момент шатдаун продолжается уже 18 дней. Но часть этого срока пришлась на рождественские праздники, да и финансирование урезано не для всех структур. Так что жители США пока мало прочувствовали на себе эффект от приостановки работы правительства.
Если Конгресс в ближайшие месяцы откажется идти навстречу Трампу, у него есть возможность объявить чрезвычайное положение и использовать военный бюджет для того, чтобы построить стену силами военных. Это ему позволяет делать статья закона, который регулирует использование армии в США (U.S. Code governing the military).
Статья декларирует, что Пентагон может реализовать "проекты в области военного строительства", даже если они "не утверждены законом", – если они необходимы для военных, которые используются при введении режима чрезвычайной ситуации.
С 2001 года Пентагон, пользуясь этим пунктом, реализовал 18 проектов в сфере военного строительства. Но все они были за границей (в Афганистане, Ираке, Джибути и других странах), и ни один из них не был настолько масштабным, как стена, которую предлагает построить Трамп.
В прошлую пятницу Трамп уже угрожал ввести в США чрезвычайное положение. Но в речи о необходимости постройки стены, которую он произнес вечером во вторник, идея чрезвычайного положения так и не прозвучала. Это показывает, что президент все еще рассчитывает на политическое решение вопроса.
По некоторым (неподтвержденным) данным, в обмен на стену администрация Трампа предлагала контролирующим Конгресс демократам легализацию нелегальных мигрантов (так называемых dreamers или "мечтателей") и несколько других инициатив. Но соглашение так и не было достигнуто.
Так на что же будут строить, если не договорятся?
Это как раз меньшая проблема, чем то, с чем Трамп столкнулся в Конгрессе. Washington Post напоминает, что в прошлом году Пентагон не израсходовал примерно $10 млрд средств военного бюджета. Они могут быть переданы на стену, если Трамп все-таки решится ввести чрезвычайное положение. Плюс в бюджете военного ведомства есть около $13 млрд, которые не были использованы в прошлые годы. Этого должно хватить по меньшей мере на два года финансирования постройки стены.
КОММЕНТАРИИ